Севак Мирабян: Мытарь и фарисей – чего не видит хороший человек

Москва, 02.02.2018, 20:12

Что важно Богу? 

Мытарь и фарисей. Иллюстрация: pravoslavie.ru

 

Православные христиане готовятся к Великому посту. Это несколько необычно. Ведь главный праздник из праздников и торжество из торжеств – это Пасха, а пост и есть подготовка к ней, как генеральная репетиция. Но, оказывается, и к генеральной репетиции необходима подготовка.

Если почтенный читатель связан с темой поста исключительно из соображений диетических, то можем предложить познакомиться и с духовной "диетологией" поста, дабы в противном случае не тратить время напрасно на то, что сердце не волнует и ум не будоражит.

Посему, оставив рассуждения о булках и устрицах в стороне, обратим наш взор к внутреннему смысловому измерению поста и тем настоящим целям, к которым призывает Церковь. К сожалению не только люди нецерковные, но и значительная часть (если не большинство) верующих воспринимают пост, как формальные предписания и ограничения в пище. Церковь дает три предстартовые недели перед постом. Они так и называются "неделями". Первая – неделя о мытаре и фарисее. В Евангелии мы читаем:

"два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: "Боже! Благодарю тебя, что я не таков как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь 2 раза в неделю, даю десятую часть из всего того, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел в дом свой более оправданным нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк. 18:10-14).

Эту притчу Иисус сказал не случайно и не только для простаков своего времени, но она на все века, так как говорит о каждом из нас. Кто же такой мытарь? Это вымогатель, мошенник, но вымогательство его узаконено оккупационной римской властью, чьим налоговым инспектором он и является. В глазах своего народа (а мытари избирались из евреев) – двойной предатель: работает на римлян и, пользуясь их административно силовым аппаратом, "берет более определенного" (Лк. 3:13). Кто такой фарисей? Для людей – это пример человека с безупречной репутацией (Лк. 18:11-15), моральный авторитет, законоучитель народа. Фарисеи ставили своей задачей  максимально точное исполнение ветхозаветного закона и постоянно придумывали новые способы, как бы лучше это сделать.

Однако Иисус говорит, что мытарь оказался перед Богом более оправданным, нежели фарисей. Почему же так произошло? Есть ли тут некая закономерность, которую мы смогли бы постичь, или же остается просто смириться, сослаться на трансцендентность Бога и собственную ограниченность и механически делать то, что должно и будь что будет?..

Помочь нам может незаслуженно пренебрегаемая, а зачастую и неведомая постная Триодь. Многие верующие, по словам выдающегося богослова о. Александра Шмемана, и вовсе не знают о ней. Это особая богослужебная книга великого поста, где содержатся все песнопения и библейские чтения на данный период. Вот что поется в одном из песнопений:

Вотще ты радуешься о душа, что воздерживаешься от пиши, тогда как от страстей ты не очищена. В тебе нет желания исправления, ты будешь в презрении, как лживая перед очами Бога, ты будешь сравнена с злыми демонами, которые никогда не едят!..

То есть мытарь, элементарно, адекватно "оценивал" свое положение. Это был человек, которому было куда стремиться, он хотел и жаждал обновить свою жизнь и быть в мире с Богом и своей совестью. Самое главное, чего не понял фарисей, а уловил мытарь – никакие добрые дела и подвиги не могут быть сверхдолжными перед Богом – источником и подателем всех благ, Самим Благом, Святостью и Любовью. Евангелие открывает, что спасение и святость и достоинство человека – есть приобщенность к святости Божьей через смиренное принятие Его любви и прощения и верность отношениям с Ним. Христос пришел не к здоровым, а к больным (Мф. 19:12). Эту святость и любовь, а, следовательно, и духовное здоровье не зарабатывают бурной благотворительной деятельностью и шокирующей всех аскезой.  Это дар Божий (Еф. 2:8). Все наши добрые дела – должны быть выражением и подтверждением наших живых отношений с Богом, а не пиар – декларацией собственного морального превосходства над другими. Подлинно добродетелен не тот, кто ждет вознаграждений за свое добро, а тот, кто саму возможность сделать добро – считает великой милостью Бога к себе.

Логика евангельской святости непостижима вне контекста живых отношений между Богом и людьми. Кто твой Бог и что Он от тебя хочет? Это главный вопрос в любой религии. Иисус открывает Бога, который ничего не хочет взять у человека, но хочет дать ему жизнь с избытком (Ин. 10:10). Христос являет человека, который ищет получить не что-то от Бога, а Его самого и отношений с Ним. Именно этот настрой сделал мытаря в глазах Христа более оправданным, нежели фарисея.     

 

Севак Мирабян – религиовед, специально для ИА "Реалист"