Виталий Кобяков: Почему люди любят пребывать в виртуальной реальности

Москва, 05.02.2018, 10:05

Компьютерные игры – зло или добро? Всё хорошо в меру, считает эксперт

Гитлер, Чикатило, Калигула – что объединяет этих людей? Правильно, по их воле погибало много невинных. А ещё их объединяет то, что они творили свои злодеяния не под влиянием компьютерных игр. Так почему же мотивом жестоких преступлений в современном обществе всё чаще и чаще называют именно видеоигры? Давайте попробуем разобраться в этом. И начнем мы с того, почему вообще люди так любят пребывать в виртуальной реальности.

1. Уход от проблем. Большинство игр заставляют человеческий мозг работать, стимулируют его продумывать следующее действие в игре и сосредотачиваться на происходящем. Например, парень, у которого большие проблемы на личном фронте, может хоть на какое-то время забыть о своем разбитом сердце.

Зигмунд Фрейд выдвинул предположение о существовании защитного механизма у человека, который снимает внутреннее напряжение. Это происходит при помощи перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей (искусство, спорт и т.д.). Данный механизм он назвал "сублимацией". Действительно, игра с целью отвлечься очень похожа на современную сублимацию, но с весомыми "но": человек не достигает полезных целей, а эмоции не уходят в пустоту, они лишь временно заглушаются.

2. Борьба со скукой. В общественном транспорте часто можно заметить, как пассажиры буквально утыкаются в экраны мобильных телефонов и планшетов. Почему? Потому, что длительная дорога действительно способна эмоционально выматывать, время начинает тянуться все медленнее и медленнее. Но за интересным делом путешествие протекает практически незаметно. И такой эффект оказывает не только игра, но и, например, чтение. То есть данное времяпрепровождение оказывает положительный эффект на эмоциональное состояние игрока.

Однако такая "борьба" становится настоящей проблемой, если человек уделяет всё свободное время этому занятию и у него нет других интересов.

3. Удовлетворение потребностей. Один мой хороший друг и коллега, Дмитрий Сергеевич Чехов, выдвинул гипотезу, что, играя в многопользовательские видеоигры, человек удовлетворяет часть своих потребностей по так называемой пирамиде Маслоу. Игрок объединяется с другими людьми, что необходимо в таких играх, тем самым он реализовывает потребности в принадлежности к группе и в общении. Становясь сильнее в игре, он начинает удовлетворять и потребность в уважении.

Да, это действительно так, однако не стоит забывать, что играми невозможно удовлетворить абсолютно все нужды человека. И, как правило, такое поведение характерно для тех людей, которые в силу своих личностных особенностей не способны выстраивать гармоничные взаимоотношения в реальном мире.

4. Киберспорт. Уже давно проходят чемпионаты по компьютерным играм, привлекающие немалое внимание как зрителей, так и самих игроков. Ажиотаж добавляют и призовые фонды, которые могут доходить до $10 млн. Но побеждают, разумеется, единицы, в то время как другие остаются ни с чем. Впрочем, так происходит и в любом другом профессиональном спорте.

Так игры – это зло или всё же добро? Всё хорошо в меру. Нормальные дозировки лекарства побеждают болезнь, а передозировка способна убить человека.

Когда я работал в отделении социальной реабилитации детей инвалидов, у меня был подопечный: мальчик восьми лет с задержкой психического развития. Его очень трудно было вывести на разговор, на вопросы он отвечал односложно. Но ребенка нельзя назвать глупым, он скорее замкнутый. Однажды он пришел и сразу с порога начал рассказывать про одну компьютерную игру, говорил минут 15 без перерыва. У меня, если честно, был шок. По факту, именно игра помогла мальчику раскрепоститься и разговориться. Раньше он и со сверстниками мало общался, а теперь у них появились общие темы.

Важно помнить именно про "дозировку". Ребенок не должен всё свободное время проводить за компьютером, ему необходимо обучаться, общаться со сверстниками, посещать кружки и взаимодействовать с родителями. А от часа или двух у экрана в день слишком сильного вреда не будет. Напротив, существует множество развивающих игр именно для детей, но родителям следует обращать пристальное внимание на возраст, для которого предназначена игра.

Почему же тогда так часто происходят инциденты, когда подростки убивают родных из-за игр? Например, громкая трагедия в Челябинской области (2015 год), где 15-летний парень напал с ножом на мать и отца из-за запрета сидеть за компьютером. Во-первых, такие дети в абсолютном большинстве случаев полностью не социализированы. У них нет подруг и друзей. Во-вторых, они проводят за монитором целые дни, чего категорически нельзя допускать. С раннего детства нужно учить своих детей распределять время и ограничивать излишества. В-третьих, жестокость некоторых игр действительно оказывает эффект на психику ребенка. Но это игры для взрослых, а не для подростков и детей. На уже сформировавшуюся здоровую личность данный контент не в силах значимо повлиять.

Но почему иногда в жестокости взрослых винят видеоигры? Если вернуться на несколько десятилетий назад, то можно заметить интересный факт: до игр в жестокости обвиняли фильмы и книги. Для примера, убийца Джона Леннона и человек, совершивший покушение на президента США Рональда Рейгана, были фанатами книги "Над пропастью во ржи". Но, на самом деле, у обоих присутствовали тяжелые проблемы с психическим здоровьем. Книги являлись просто спусковым механизмом. Если не литература, то что-нибудь другое. Какая-нибудь песня или одержимость серийным убийцей. То же и с играми. Для психически больных они могут становиться кнопкой "пуск".

Порой, общество упорно ищет виноватых. Кто виновен во всех проблемах Третьего рейха? Евреи! Кто виновен в жестокости? Видеоигры! В реальности же каждая проблема куда более многогранна, она имеет свои предпосылки и причины. Каждый случай необходимо подробно рассматривать, а не перекладывать всю ответственность на книги, фильмы или же видеоигры.

 

Виталий Кобяков – психолог, специально для ИА "Реалист"

Çàãðóçêà...