Борис Якеменко: Великая Суббота – единственный день, когда Христа с нами нет

Москва, 07.04.2018, 19:51

Этот день, когда Христа нет с нами, нужен, чтобы мы острее ощущали своё одиночество, чтобы острее ощущали разлуку с Ним и ждали Воскресения.

Сегодня Великая Суббота. Самый тяжёлый день в году, ибо это тот единственный день, когда Христа с нами нет, он во гробе. "Се, оставляется вам дом ваш пуст". Этот день похож на минуту, наступающую в полночь. 00.00. Старый день уже прошёл, а новый все не начинается. Эта минута "вне времени" нужна, чтобы время было. Этот день, когда Христа нет с нами, нужен, чтобы мы острее ощущали своё одиночество, чтобы острее ощущали разлуку с Ним и ждали Воскресения.

Очень жаль, что этот трагический день всегда превращается в день суеты и беготни. Во дворах храмов битком народу – покупаются и освящаются куличи, яйца, пасхи, приобретаются свечи, сувениры. "Всяка плоть человеча" отнюдь не молчит, а деятельно обсуждает и выясняет житейские проблемы и вопросы. Большинство этих людей не заходит в храм или заходит на минуту, страх не купить и не освятить кулич оказывается сильнее страха Божия.

Аксаков довольно точно разделял общество на публику и народ. Публика "почтеннейшая", а народ православный и все потому, что, когда публика танцует, народ молится. Этот день – царство публики в храмах и церковном дворе, тех, кто приходит раз в год освятить кулич и яйца, пройтись крестным ходом и покричать "Христос Воскресе!" Глядя на них, невольно думаешь над тем, что пора открывать особые, праздничные храмы. Они будут действовать только несколько дней в году - на Рождество, Крещение, Благовещение, Вход Господень, Пасху и Преображение. Есть же у мусульман мечети "намазгох", которые действуют только по праздникам, вот и у нас надо сделать так же. В этих храмах нужно будет поставить мягкие уютные диваны, приглушить свет, кратко, необременительно служить по чину "аще кто позевотою, потяготою и пустоглавием страждет", разрешив шорты, плавки и купальники. И каждый клиент сможет сам, как в старинном китайском театре, выбирать, на какой службе он хотел бы сегодня расслабиться.

Вот тогда можно будет полностью удовлетворить ту скупую, аскетическую потребность в Богообщении, которая есть у большинства жителей окрестных домов вокруг храма. А заодно и успокоить их совесть, обличающую в том, что они в обычные дни не посещают церковь. Ведь обычных дней теперь и не будет.

Возможно, когда-то так и будет. Но пока, слава Богу, все иначе. Христос ещё далеко не у всех в сознании и жизненном обиходе побеждён куличами. А значит, трагизм этого дня осознается и ощущается. Да, завтра Пасха. Но сегодня Христос ещё во гробе.

 

Борис Якеменко – историк

Çàãðóçêà...