Севак Мирабян: Во всём ли виноват Сталин?

Москва, 24.05.2018, 13:07

Вопрос о личности Иосифа Сталина - вопрос духовного, морально – этического плана, полагает эксперт

Иосиф Сталин

 

Вновь Иосиф Виссарионович Сталин будоражит умы. Не дают ни ему покоя, ни он не оставляет равнодушным людей современных, тем паче людей церковных. Председатель ОВЦС митрополит волоколамский Иларион высказался о личности "отца народов" весьма категорично и определенно, сравнив его по масштабу принесенных бед своему народу с Гитлером.

Церкви есть за что не любить Сталина и всю советскую власть, ведь она была гонимой и жила под властью государства, чьей идеологией был воинствующий атеизм. Но дело здесь не просто в идейно-мировоззренческой несовместимости и политической конкуренции двух корпораций, претендующих на власть и влияние в народе. Церковь есть богочеловеческий организм, говорят богословы, а на более пространном наречии её именуют ещё как сообщество кающихся грешников.

То есть быть членом Церкви - значит признать и свободно принять тот факт, что мерой, основой и камертоном всего в жизни являешься теперь не ты, как отдельный индивидуум, и не сообщество подобных тебе индивидуумом, единодушно вставших под флаг чего угодно, а Бог. Важно подчеркнуть, что Бог не как идея, философия, концепция, а как откровение новой жизни, нового человека, явленного во Христе (Гал. 3:26; Еф. 4:21-24), для Которого мир и все его богатства не стоят и одной человеческой души (Мф. 16:26; Лк. 16:4).

Своим резким суждением церковный иерарх затронул не столько проблему сталинизма, как такового и всего советского периода нашего прошлого. В чём ведь проблема? Мы забыли о феномене бумеранга. Пытаясь пустить его в оценке прошлого, мы получаем этим же бумерангом по лбу в виде вопроса: а ты где? На чем ты строишь свои планы и жизнь? На какой духовной, а следом и морально-этической платформе стоим мы, отдельно взятые граждане современной России, берущие оценивать свою историю?

Если Германия юридически оценила и осудила фашизм и всех его деятелей, как живых, так и мертвых, то в нашей стране коммунизм и большевистский террор никаким официальным образом на уровне, как государства, так и народа не были осознаны и осуждены как преступные и античеловечные идеологии. У св. апостола Павла есть такие слова: "не участвуйте в бесплотных делах тьмы, но и обличайте" (Еф. 5:11).  

Что фашизм, что коммунизм с точки зрения Христа – дьявольские идеологии, для которых человек ничего не значит, а значит сама идея, пожирающая своих носителей во имя себя самой. И велика ли здесь разница, кто избивает и насилует ребенка маньяк с улицы (фашизм), или собственный отец-маньяк (коммунизм и красный террор). А все попытки оперировать цифрами 30 млн человек или 300 тыс., или всего 3 выглядят как кощунство и предельный цинизм, так как подсознательно дается психологическая установка, что пару человек убить и не так страшно.

В любой стране и в любом обществе, где жизнь отдельно взятого человека каким-либо образом начинает блекнуть и казаться незначительной перед идеей вдохновленных масс, не может идти и речи о том, чтобы иметь будущее… Оно закончится очередным Холокостом или Нюрнбергом.

Поэтому вопрос о личности Сталина - это вопрос концептуальный и прежде всего вопрос духовного, морально – этического плана. Из какой этико-антропологической модели мы отталкиваемся в своих суждениях? Каким ценностным камертоном мы можем судить о прошлом, в котором даже не довелось нам лично жить? Евангелие дает нам универсальный критерий – это Христос и Его слова: «берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф. 7:15-16).

 

Севак Мирабян – религиовед, специально для ИА "Реалист"

Çàãðóçêà...