Севак Мирабян: Трагедия в Кемерове и идолопоклонство

Москва, 15.06.2018, 10:37

Речь идет о ценностных ориентирах конкретных людей, совершающих те, или иные конкретные действия, считает эксперт

Пожар в ТЦ "Зимняя вишня"

 

Прошло два месяца с момента трагедии в ТЦ "Зимняя вишня". Погибло 63 человека из которых 37 это дети…

Каждый раз после подобных трагедий испытываешь сильные чувства. Помимо ужаса – гнев и ярость по отношению к тем, кто на первый взгляд, как нам видится, виноват в гибели невинных людей.  Пока специалисты устанавливают подробные обстоятельства и причины, пока проводятся различные оперативно-следственные мероприятия, средний обыватель уже "точно знает" кто виноват и что делать. Как в булгаковском романе, где гражданин Коровьев обращается к раздосадованной публике театра "Варьете" с вопросом, что делать с "завравшимся" конферансье, чьи неуместные комментарии мешают проведению сеанса черной магии: "голову ему оторвать", кричат из зала. Похожие комментарии можно прочитать в социальных сетях относительно предполагаемых виновников трагедии.

Пожарники, следственный комитет, врачи, психологи, священники и простые граждане, каждый смотрит со своей точки обзора, пытаясь разобраться в ситуации. Все эти независимые друг от друга позиции в совокупности сводятся к одному – к человеку. И, как ни странно, именно человек почти всегда остается в стороне за фасадом чеканных, юридически выверенных фраз и ссылок на те, или иные статьи УК. В чем причина подобного явления?

Попробуем разобраться.  

Общество подобно организму любого живого существа, живет и функционирует в соответствии с законами собственной природы. На один из фундаментальных ее законов указал еще в свое время св. апостол Павел. Он призывал новообращенных язычников "отвергнуть ложь и говорить каждому истину ближнему своему" (Еф. 4:25), а также предупреждал, дабы "никто ни в чем не поступал друг с другом противозаконно и корыстолюбиво…" (1.Фес. 4:6). Св. Павел полагал основанием такого взаимоотношения между людьми не римское право, к которому он относился лояльно (Деян. 16:37), и какой-либо иной общественный консенсус, а два реальных факта:

1. Господь Бог – мститель за всякое зло (1.Фес. 4:6).

2. Потому что мы, люди, члены друг друга (Еф. 4:25).

Давайте рассмотрим эти два тезиса.

Для людей естественно воспринимать божество антропоморфно, то есть в человеческих образах. И когда в Священном Писании говорится, что Бог испытывает те или иные эмоции подобно человеку, то не стоит воспринимать это буквально. В свое время один из древних святых преподобный Антоний Великий (251-356 г.) пояснял своим современникам смысл библейских антропоморфизмов: "Бог благ (добр – примеч автора) и бесстрастен и неизменен… Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих" И на вопрос как же быть с угрозой наказания за грехи он отвечает, продолжая свою мысль, что Бог "никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, от отделяемся от Бога по несходству С Ним. Живя добродетельно мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него. А сие значит не то, что Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас".

Христианство говорит о том, что корнем всех человеческих несчастий и бед является идолопоклонство: "служение идолам есть начало и причина, и конец всякого зла" (Прем. 14:27). Если посмотреть и описать произошедшее в Кемерово языком Священного Писания, то началом, причиной и результатом этой трагедии явилось идолопоклонство. Причем речь идет вовсе не о религиозности, как о внешнем стандарте поведения, посещении культовых центров и исполнения обрядов. Речь идет о ценностных ориентирах конкретных людей, совершающих те, или иные конкретные действия. Почему двери в момент пожара заблокировались и люди не смогли покинуть охваченное огнем помещение?  Тот, кто поставил свою подпись и печать на допуск к эксплуатации этих дверей и всех технических составляющих ТЦ, чем руководствовался? Охрана, отключившая пожарную сигнализацию. Чем все эти конкретные живые люди, наши сограждане, руководствовались? Халатность? Но Библия говорит, что халатность – это уже результат более глубоких и незаметных глазу процессов, произошедших в человеческом сознании. И все эти незаметные процессы крутятся вокруг одного ядра: кто твой Бог? Твоя порядочность, ответственность, честность и безупречное поведение чем обусловлено? И вот здесь вновь стоит вспомнить св. апостола Павла, которые многократно обращал внимание на то, что у человека должна быть неземная мотивация в выборе добра: "едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию" (1Кор. 10:31). Он призывал все свои дела делать о души, на совесть, как для Бога, а не людей только (Кол. 3:23).

Преподобный Антоний Великий, апостолы Христа, как и тысячи других Его последователей на опыте собственной жизни свидетельствуют, что Бог – это не какой-то внешний объект, требующий Себе деспотического подчинения и животного страха. Речь идет не о небесном прокуроре, который то и дело норовит за что-нибудь наказать человека. Бог есть Личность. И личность морально совершенная. Он есть абсолютная святость и добро (Лев. 11:4; Мф.19:16), Он есть Бог всякой правды (Пс. 118:142; Ис. 45:12-13). И для человека, созданного по Его образу и подобию – поступать свято, правдиво, искренне и ответственно – есть естественное и непременное условие для его полноценной, здоровой и счастливой жизни. И наоборот, поступая вопреки воле Божией, человек не Богу вызов бросает, а нарушает здоровое состояние своей природы, калечит и ранит себя самого и рикошетом бьет по ближним, часто совсем неповинным. А грех имеет такое свойство, что притупляет и уничтожает в человеке всякую эмпатию и способность сострадать и чувствовать боль ближнего, как свою.

Священное Писание и христианское откровение о любящем и справедливом Боге предупреждает, что человек в интересах собственного счастья и благополучия всегда призван испытывать свою совесть и сердце. Причем оперировать не сводками УК и расчетом, как бы поудобнее устроиться на этой планете, получить награды и звания и щеголять ими, а Словом Божиим и живой не обрядово-формальной верой. Без этого внутреннего посыла общество будет подобно, больному, который "лечится" анальгином, снимая симптомы и наивно полагает, что он здоров… И пока мы будем довольствоваться этим поверхностным здоровьем трагедии будут повторяться.

 

Севак Мирабян – религиовед, специально для ИА "Реалист"

Çàãðóçêà...