Всего два месяца осталось до первого тура выборов президента Украины. И, как часто бывает накануне практически любых выборов высокого уровня, СМИ начинают пестреть данными различных социологических исследований. И на их основе уже сегодня делаются далеко идущие выводы об окончательных результатах кампании. Внимательно отслеживая социологию на Украине в течение последних минимум пятнадцати лет, не могу не отметить, что долгие годы ее уровень был все же несколько ниже российского. И самое неприятное, что всегда был достаточно высок уровень “заказных” результатов. Впрочем, это беда не только Украины, но и некоторых её соседей.
Но вернёмся к результатам. Так вот, в подавляющем большинстве публикаций приводятся лишь абсолютные значения рейтингов заявившихся и потенциальных кандидатов. На одном из недавних ТV ток-шоу известный российский политик и многоопытный кандидат Борис Надеждин справедливо указал, что абсолютного значения рейтинга совершенно недостаточно для полноценных прогнозов. И что необходимо учитывать не только значения рейтингов, но и антирейтингов кандидатов. Это так. Но это не всё.
Профессиональным политтехнологам хорошо известно, что не менее важное значение имеют и узнаваемость кандидатов, и динамика их рейтингов и антирейтингов. И что весьма информативными и показательными на самом деле являются не только сами вышеозначенные параметры, но и динамика в ходе кампании отношения рейтинга кандидата к его узнаваемости. А вот всех этих показателей среди данных, публикуемых в абсолютном большинстве СМИ попросту нет.
Сейчас в основном все внимание сосредоточено на паре Порошенко-Тимошенко. Учитывая, что оба они имеют практически 100%-ную узнаваемость ожидать существенного роста рейтинга одного из них можно только в результате каких-либо внешних по отношению к кампании событий, либо в случае совсем уж грубейших ошибок кого либо из них. Кстати, взрывной стартовый рост рейтинга кандидата Зеленского связан как раз с “перетоком” его узнаваемости в рейтинг при минимальном антирейтинге.
Ход стартового этапа кампании говорит о том, что при инерционном сценарии, скорее всего, 21 апреля мы увидим второй тур выборов. И вот там то, успехи кандидатов будут уже определяться не только закулисными интригами и кулуарными договорённостями в элитах, на которые особо богата Украина, но и теми электоральными параметрами, которые, возможно и измеряются украинскими социологами, но, увы, не становятся объектом интереса и анализа СМИ.
История многих российских кампаний говорит, что кандидату от власти существенно труднее выиграть второй тур, нежели его оппоненту. Причина здесь очевидна. Кандидат “от власти” как правило уже в первом туре “раскрывает” весь свой административный и электоральный ресурс. А его оппонент относительно просто мобилизует вокруг себя весь “протестный” электорат. С интересом будем наблюдать как будет в этот раз на Украине.
Евгений Сучков – политтехнолог