Система контроля над вооружениями, которая складывалась в эпоху холодной войны, стремительно устаревает. Она не успевает за быстрыми темпами технологических изменений и изменений в географии угроз. США и Россия теряют платформу для переговоров касательно управления гонкой вооружений, и это происходит сознательно.
У России есть причины не любить договор о РСМД, который запрещает ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования, но никак не ограничивает ракеты морского и воздушного базирования. Российские стратеги всегда рассматривали ракеты наземного базирования как ключевой элемент своего арсенала, тогда как НАТО и США всегда имели очевидное преимущество в ракетах морского и воздушного базирования.
Упразднение Варшавского договора и распад СССР, а также расширение НАТО на восток в значительной мере изменили географию российской оценки угрозы. Постепенное расширение военно-политического блока переместило границу НАТО и России гораздо дальше на восток, лишив Москву того стратегического буфера, который был важнейшим элементом оборонного планирования России на протяжении многих веков.
Угроза со стороны наступательных систем морского и воздушного базирования лишний раз убеждает Россию в том, что договор о РСМД служит интересам США. Москве должна быть способна предотвратить или дать отпор НАТО, угрожающему центральной части России.
Создается впечатление, что ни администрация Дональда Трампа, ни российское правительство абсолютно не заинтересованы в сохранении Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Обвинения США в том, что Россия нарушает условия договора о РСМД, впервые прозвучали в 2014 году. Недавно администрация Трампа опубликовала досье, в котором представлены данные, подкрепляющие точку зрения американцев. С 2014 года российское правительство неоднократно отвергало эти обвинения и заявляло о том, что именно США нарушают этот договор.
У России всегда была возможность выйти из этого договора – как США вышли из Договора о противоракетной обороне в 2002 году. Однако это вызвало бы резкую критику со стороны международного сообщества. Администрация Трампа позволила России одержать серьезную репутационную победу. США выставили себя стороной, нарушающей правила.
Формальный выход из ДРСМД означает демонстративный отказ Вашингтона от диалога по одной из ядерных проблем как такового.
Нарушения же ДРСМД со стороны США уходят корнями еще в 1999 год, когда начались испытания боевых беспилотных летательных аппаратов, “которые по характеристикам совпадают с запрещёнными Договором крылатыми ракетами наземного базирования”, или об использовании баллистических ракет-мишеней, сходных с ракетами малой и средней дальности, на которых США испытывают свою систему противоракетной обороны. Наконец, о размещении на территории Европы, начиная с 2014 года, пусковых установок Mk 41 той же системы ПРО, “которые абсолютно пригодны без каких-либо изменений и для запуска ударных ракет средней дальности “Томагавк””.
Впервые о намерении выйти из договора РСМД президент США Дональд Трамп заявил еще в октябре прошлого года. С самого начала, намерения Белого дома вызвали критическую реакцию экспертов. В первую очередь, были высказаны опасения относительно тех общих угроз стратегической стабильности, которые несет прекращение действия этого договора.
2 февраля президент России Владимир Путин заявил, что в ответ на действия США Россия также приостанавливает свое участие в Договоре РСМД. Россия также вынуждена реагировать и на американские шаги по возобновлению НИР и НИОКР и опытно-конструкторских работ в области ракет средней и меньшей дальности. Москва примет ответные, “зеркальные” меры. При этом, Россия не будет “втягиваться в затратную для нас гонку вооружений”.
Останется лишь одно двустороннее соглашение, ограничивающее ракетно-ядерные потенциалы США и России. Речь идет о договоре СНВ-3 (известен также как New START), срок действия которого истекает в 2021 году. Особая значимость СНВ-3 состоит и в том, что он предусматривает возможность продления без необходимости получения согласия в парламентах двух стран. Что особенно важно в контексте нынешнего жесткого противостояния между демократами и республиканцами в Конгрессе США.
В Европе посчитали, что выход США из ДРСМД лишь усугубит проблему доверия между Вашингтоном и другими союзниками по НАТО, вызывая в памяти политический кризис вокруг размещения ракет “Першинг-2” в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Поскольку сделает Европу “заложницей намерений Москвы”, одновременно не предлагая четких контрмер со стороны США.
В Азии считают, что ликвидация ДРСМД лишь обострит проблему нераспространения. При этом усиления безопасности интересов США в АТР не произойдет. А отсутствие у США четкой стратегии региональной безопасности, приведет лишь к дальнейшей эрозии американских гарантий безопасности в глазах азиатских союзников, включая Японию, Южную Корею, Австралию и Индию.
Китай многократно демонстрировал тревогу о последствиях, которые может вызвать гонка вооружений. Он выступает против одностороннего выхода США из ДРСМД, протестует против того, чтобы этот договор становился многосторонним. В сфере ядерных вооружений КНР никогда не достигала стратегического паритета с ядерными сверхдержавами и в будущем не вступит в гонку вооружений.
Выход из ДРСМД спровоцирует новый виток гонки вооружений. Причем не только с Россией, но и с Китаем. Между тем, планы модернизации Стратегических ядерных сил (СЯС) США на следующие тридцать лет уже оцениваются в 1.7 триллиона долларов – без учета возможных затрат на новые системы малой и средней дальности. И без учета инфляции. При этом и Москва, и Пекин, скорее всего, “обгонят” США в вопросе размещения новых наземных систем средней и меньшей дальности, по крайней мере, в течение следующих десяти лет. Всё это делает подобную гонку “неразумной” и дорогостоящей для США. В конечном итоге, сам по себе вопрос о необходимости для США наземных ядерных систем тех классов, которые ограничивает ДРСМД, остается открытым.
Сегодня известно, что Россия будет разрабатывать оружие:
- ракеты “Калибр” – сухопутный вариант с названием Калибр-М. Дальность стрельбы 10-12 тыс км. России может понадобится 600-800 таких ракет.
- гиперзвуковая ракета на базе “Циркон”.
Вероятно, что если не начнутся переговоры между российской и американской сторонами о продлении СНВ-3, то и он может быть не продлен.
На встрече с руководителями информагентств Путин заявил: “Если никто не хочет продлевать СНВ-3, то и РФ не будет”. Российские системы гарантированно обеспечат безопасность России “на достаточно длительную историческую перспективу”. “Мы сделали значительный шаг вперед, надо прямо сказать: мы обогнали наших конкурентов в этом смысле по созданию систем гипероружия”, – пояснил он.
При этом глава государства отметил, что история человечества полна историй конфликтов, правда, за всеми конфликтами всегда наступал мир.
Ольга Подберезкина – кандидат политических наук, профессор Академии военных наук, специально для ИА “Реалист”