Грэг Вайнер: США и Китай обречены на экономическое и политическое взаимодействие

Вашингтон, 28.06.2017, 09:33

Интервью

Дональд Трамп и Си Цзиньпин. Иллюстрация: AP

 

На вопросы Экспертной трибуны "Реалист" отвечает американский политолог Грэг Вайнер.

 

"Реалист": Вопрос касается американо-китайских переговоров в Вашингтоне, которые завершились 21 июня. Они впервые были связаны именно с вопросами внешней политики и дипломатии, чего раньше не наблюдалось. Судя по тому, что опубликовало агентство "Синьхуа", очень широкий спектр согласований прошёл между двумя сторонами, включая Южно-Китайское море и ситуацию на Корейском полуострове. Как Вы оцениваете перспективы американо-китайского политического взаимодействия?

Грэг Вайнер: Учитывая, что в основу всего ложится всё-таки коммерция, торговый оборот Китая где-то колеблется в районе $1 трлн, думаю, что эти страны обречены на экономическое и политическое взаимодействие, просто обречены. У них просто другого выхода нет. Вот и все. Ну так, а куда деваться-то. Что с ним делать-то, он должен только расти. Единственное, что могу добавить – 26 июня состоялся визит президента Индии в Вашингтон. И, естественно, Соединённые Штаты будут Индию держать как некий противовес Китаю, как экономический, так и политический. Индийская экономика растёт мощно, и в общем там по всем прогнозам к 2030 г. по населению Китай и Индия сравняются. Поэтому я думаю, что Вашингтон будет балансировать между Китаем Индией и держать их друг против друга. Разделяй и властвуй.

На встрече с Нарендрой Моди. Иллюстрация: AP

 

"Реалист": Если говорить о Южно-Китайском море, здесь какие могут быть подвижки?

Грэг Вайнер: Здесь ситуация очень простая. Ведь Америка держит вокруг Южно-Китайского моря несколько десятков военных точек, лагерей, баз и плюс там практически сложился целый союз антикитайский, куда входят такие страны, как Филиппины, Малайзия, Сингапур. И все они имеют претензии на Южно-Китайское море. Но вот недавно Филиппины выиграли суд в Гааге по поводу своего права на Южно-Китайском море. Единственное, что Китай этого суда не признает, но при всём при этом Филиппины его выиграли, и начинают там бурение. Это яблоко раздора, естественно Китай будет на него претендовать абсолютно монопольно, но, я думаю, как люди разумные они всё-таки найдут компромисс с соседями, со Штатами. Думаю, что компромисс будет найден.

"Реалист": Какие американские элитные группы заинтересованы сегодня в усилении политического взаимодействия между Пекином и и Вашингтоном?

Грэг Вайнер: Я думаю, это не политические группы, тут скорее экономическое лоббирование идёт, потому что ну огромная сумма Китаем вложена, если мне память не изменяет, то инвестиций на $5-6 трлн. При всём при этом это не делает его крупнейшим американским партнёром, крупнейшим американским партнёром являются другие страны, как Мексика – это $11 трлн, и Канада – 36$ трлн. Так что Китай - всего лишь третий партнер по инвестициям, вот поэтому говорить о него эксклюзивности не стоит. Трудно сказать, кто лоббирует в Конгрессе и Сенате, кто является большими друзьями Китая. Наверняка такие есть, надо просто посмотреть, из каких штатов, из каких городов пошли инвестиции, кто с ними хочет продолжать развивать эти связи, то есть нужно точечно смотреть по инвестициям. И тогда будет все понятно, надо просто проконтролировать инвестиции сделанные с ответственными корпорациями.

Иллюстрация: chinadaily.com.cn

 

"Реалист": Трамп в свое время уговаривал долго "Форд" перевести производство из Мексики США, а потом значит получилось так, что Форд объявил о переводе выпуска модели "Фокус" в Китай. Что стоит за этим решением?

Грэг Вайнер: Потому что разговор идёт о производстве тех машин, которые потом будут экспортироваться США. Если это завод, который открывается в Китае, и их машины "Форд" не планирует продавать в США, то тут к "Форду" претензий никаких нет. Если эти машины пойдут исключительно в Европу, то это абсолютно в рамках политики Трампа, он жестко говорил только о тех машинах, которые будут поставляться именно в США, и на них прилагался будет 30-и процентный налог. Но я думаю, что вряд ли "Форд" с Китая поедет в Америку, это очень дорогое удовольствие. Это либо Азия, либо Европа.


Грэг Вайнер – политолог (США), специально для Экспертной трибуны "Реалист"