Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Есть ли у армянского капитала Родина... и стратегия развития?

Москва, 10.08.2019, 00:37

«Стратегия-2050» - реальный план действий для армян всего мира или обыкновенный популизм?

Арарат Мирзоян, Никол Пашинян и Бако Саакян

Когда выступление первого лица государства обращено ко всем представителям нации, проживающим в мире, то автоматически каждый её представитель получает право на реакцию. Так, 5 августа 2019 г. глава Республики Армения (РА) на первой подобного рода исторической встрече с армянами, проживающими в Арцахе, обратился к армянам всего мира. Встреча была организована на площади Возрождения в г. Степанакерте.

Несмотря на то, что основная часть выступления была посвящена стратегии развития РА до 2050 г., премьер-министр Никол Пашинян начал свою речь с состоявшейся весной 2018 г. в Армении т.н. «бархатной революции». В самом начале выступления он отметил, что «бархатная революция», которая произошла в РА под его началом – всеармянская революция и она произошла в сердцах всех армян. Вместе с тем глава правительства призвал к революции в диаспоре.

Далее была отмечена важность для любого этнического армянина таких понятий, как очаг и семья (арм. օջախ, ընտանիք). Очаг для армян, как и для многих других восточных народов, имеет сакральное философское значение и символизирует некую одухотворенность и святость единства. Слово очаг в армянском языке применяется не только к семье, но и к нации (например, арм. հայկական ազգային օջախ или հայկական օջախ).

Что касается стратегии развития РА до 2050 г., то она была озвучена впервые. В отличие от политических высказываний, которые в основном имеют популистский характер, озвученные задачи стратегии, над которым в настоящее время правительство ведет работу, имеют конкретные установленные целевые показатели, которые вызывают вопросы и требуют аргументированных научнообоснованных ответов.

Основные озвученные задачи этой стратегии, которые должны быть достигнуты к 2050 г.:

  • увеличение населения РА до 5 млн. чел.;

  • создание 1,5 млн. новых рабочих мест;

  • достижение уровня занятости в 2,5 млн. чел.;

  • искоренение бедности;

  • увеличение валового национального продукта в 15 раз;

  • создание минимум 5 армянских технологических концернов (корпораций) стоимостью в $10 млрд. каждый;

  • увеличение средней зарплаты в 7 раз;

  • создание 10 тыс. работающих start-up компаний;

  • вхождение в топ-20 армий мира по индексу боеспособности армии;

  • увеличение финансирований здравоохранения, науки и образования в 20 раз;

  • увеличение количества туристов до 15 млн человек в год.

Завершая данную программу, Пашинян опроверг знаменитую фразу Карла Маркса о том, что «капитал не имеет ни национальности, ни Родины, ни отечества; ему только там хорошо, где есть прибыль». По мнению премьер-министра, у армянского капитала есть Родина и национальность, поэтому армянский капитал должен работать на Армению. В подтверждение своих слов Пашинян перечислил ряд школ, памятников, музеев, знаменитого французского шансонье Шарля Анзнавура, российских и американских бизнесменов, которые в разные времена осуществляли инвестиции в Армению и должны дальше продолжать это делать.

Хотя справедливости ради стоит отметить, что перечисленные им люди, например, американский миллиардер Кирк Керкорян, британский миллиардер Ваче Манукян, аргентинский миллиардер Эдуардо Эрнекян, швейцарский миллиардер Вартан Сирмакес, российские миллиардеры Самвел Карапетян, Рубен Варданян, Сурен Ерицян и другие заработали свои капиталы далеко не в Армении.

Очевидно, что планируемая стратегия развития, а также прочитанный текст выступления являются результатом коллективного труда его аналитической группы и спичрайтеров. Однако после услышанного хочется задать ироничный вопрос: «Почему не включили в эту 30-летнюю стратегию развития освоение Венеры и Меркурия?». Озвученные в данной стратегии цифры и сроки реализации вызывают вопросы у любого здравомыслящего человека. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты и услышать в будущем аргументированный ответ.

В государственном регулировании экономики используются следующие механизмы - прогнозирование, планирование и моделирование. Планирование в рамках рыночной экономики невозможно, а в рамках плановой экономики возможно на 5 лет, поскольку имеет почти прямую корреляцию со сменой политического режима/курса/партии; прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о наиболее вероятном развитии событий на краткосрочную и среднесрочную перспективу; моделирование осуществляется при помощи математического или эконометрического аппарата на основе конкретных статистических базах данных. Учитывая, что на сегодняшний день нет даже предпосылок полагать, что эти целевые показатели достижимы, можно предположить, что перечисленные пункты этой стратегии не столько имеют характер прогнозирования, сколько имеют характер предвидений и предсказаний.

Прежде всего, возникает резонный вопрос: почему была выбрана 30-летная стратегия развития РА, а не пятилетняя? Как показывает опыт ряда развитых и развивающихся государств, любые стратегические документы имеют рекомендательный характер и не являются обязательным к исполнению. Очевидно, что через 30 лет власть и государственное устройство поменяются не только в Армении, но и в мире. Кто будет отвечать за эту стратегию? Ответ прост – никто! Какой тогда смысл этой стратегии?

Особый интерес вызывает пункт об увеличении населения РА до 5 млн. чел. Простой сравнительный ретроспективный анализ позволяет сделать вывод, что этот установленный целевой показатель (УЦП) является практически недостижимым без какого-то экономического прорыва на подобие «китайского экономического чуда». Хотя это весьма благородная цель.

Так, по данным Всемирного банка (birth rate, crude per 1000 people) годовая рождаемость в РА составляет 38-39 тыс. чел., годовая смертность (death rate, crude per 1000 people) составляет 28-30 тыс. чел. То есть при сохранении нынешних демографических темпов и условий к 2050 г. в РА прибавится всего лишь 300 тыс. человек, т.е. в 6,5 раз меньше УЦП. Таким образом, для достижения УЦП при нынешних условиях необходимо увеличить рождаемость в 6,5 раз. 

Рождаемость в Армении при первых трех президентах

Самый высокий показатель рождаемости в АрмССР зафиксирован в 1960 г., который был в 3 раза больше, чем сегодняшний показатель, причём, если рассматривать аналогичный 30-летний период 1960-1990 гг. то, в этот период также наблюдалась самая низкая смертность. При условии снижения показателя смертности до аналогичных показателей АрмССР 1960-1990 гг. потребуется увеличить рождаемость в 4 раза. Но даже эта цифра выглядит фантастической. Представляется, что математически обоснованного метода увеличения рождаемости в 4 раза у сегодняшнего Правительства, также как у предыдущих правительств – нет. При этом важно напомнить, что сегодняшняя команда Правительства активно выступает за легализацию марихуаны, проводит медицинские опыты вакцинации на девочках подросткового возраста, пропагандирует ЛГБТ, ювенальную юстицию и Стамбульскую конвенцию, что окажет самое негативное влияние на институт семьи и демографию.

Можно с высокой долей вероятности утверждать, что речь не идёт о естественном приросте населения РА. Речь идёт об увеличении населения, что имеет качественно иную природу и механизмы их достижения. Одним из этих механизмов является репатриация. Подтверждением подобных доводов является резкая активация основанных в Армении представителями западно-армянской диаспоры таких организаций, как Repat Armenia и Birthright Armenia. Детальный анализ последствий массовой репатриации является темой отдельного фундаментального социологического исследования, поскольку затрагивает фундаментальные вопросы организации общества, конфликт ценностей традиционного общества с либеральными ценностями общества т.н. модерна, способствует её маргинализации и поляризации. Именно ценностный конфликт представителей разных общественно-философских формаций является одним из важных причин неприятия коренным населением изменений, порождает борьбу и в худшем случае вынуждает покинуть Родину в поисках альтернативного общества с схожими традиционными ценностями. Стоит напомнить, что к сохранению традиционного общества на государственном и религиозном уровне призвал Папа Римский Франциск во время паломничества в Армению в 2016 г.

Хотелось бы верить, что высшие должностные лица в правительстве и министерстве образования, науки, культуры и спорта Армении понимают серьезность этих общественно-философских процессов и уделяют внимание этой проблеме хотя бы в неформальных беседах. Вместе с тем, хотелось бы призвать абсолютное большинство представителей традиционных христианских, армянских, национальных и семейных ценностей организовать петицию и обратиться лично к Премьер-министру и соответствующим органам с требованием демонтировать безобразные, аморальные, голые скульптуры с центра Еревана расположенные перед архитектурно-монументальным комплексом Каскад, которые называются выставкой современного «искусства», либо переместить их в более безлюдное место.

Аналогичный процесс изменения т.н. общественной формации начал происходить после распада СССР практически на всём Кавказе и Закавказье. Народы вступили в период интенсивной ломки традиционных для данного региона общественных отношений, спровоцированной процессами урбанизации и глобализации. Из социологической теории известно, что урбанизация приводит к явлению, которое Э. Дюркгейм назвал аномией (безнормие, беззаконие). Эта ситуация возникает, когда старые, традиционные общественные регуляторы уже не действуют, а новые, характерные для городской жизни, еще не сложились. То есть в обществе фактически отсутствуют нормы, структурирующие отношения между людьми. Подобное положение приводит к многочисленным последствиям, резко увеличивающим вероятность конфликтов. Существенно усиливается неопределенность в отношениях между членами общества, любые контакты за пределами узкого круга близких (а иногда и в его рамках) могут иметь непредсказуемые последствия и нести плохо калькулируемые риски. В результате окружающая среда воспринимается как агрессивная и враждебная, причем даже не всегда очевидно, где проходит водораздел «свой–чужой». Именно в последствии данного процесса в разных регионах начал зарождаться «исламский фундаментализм».

Пашинян также призвал отказаться от разделения на столичных, провинциальных, иджеванских, карабахских, диаспоральных, старых, новых и прочих армян и предложил объединить все эти разделения в армянство (арм. «համահայկականություն»), что подтверждает непонимание основ данной проблематики. Примечательно, что во время всего выступления, также, как и в других своих выступлениях, он лично обращается к армянам, проживающим в Арцахе, как «любимые арцахцы» (арм. «սիրելի արցախցիներ»). Ранее он публично разделил армян на условно белых и условно черных, по принципу лояльности т.н. «новым ценностям». Исторические параллели такого разделения напоминают британскую колонизаторскую политику апартеид (англ. apartheid от слова apart – раздельно), проводимую в Южной Африке с 1948 по 1994 гг.

Не менее фантастической представляется увеличение посещаемых страну туристов до 15 млн. чел. в год. Примерно близкое количество туристов ежегодно посещают Юж. Корею, Нидерланды и Грецию. Сама концепция увеличения туристического потока в страну не гарантирует улучшения благосостояния её граждан и оздоровление экономики. Если гипотетически удастся достичь этот показатель, то помимо других угроз, перед страной будет стоять в том числе угроза сохранения культурной идентичности.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, хочется отметить следующее. Призыв о том, что революция также должна произойти в диаспоре – это юридически безответственный призыв. Увеличение средней зарплаты в 7 раз к 2050 г. не предполагает увеличения покупательной способности (т.н. purchasing power parity). Речь должна идти об улучшении благосостояния людей, а не увеличении зарплаты через 30 лет. От новой волны миграции страдает только американская и европейская диаспоры, в силу особенностей легализации, дальнейшей натурализации и ментальных мировоззренческих особенностей старых представителей диаспоры от новых. Революция в умах может произойти только в условиях удовлетворения базовых человеческих потребностей «пирамиды Маслоу», но никак иначе.

Армения является маленькой страной и маленькой экономикой, и не может быть классической капиталистической страной с рыночной экономикой, тем более что она не имеет статуса рыночной экономики и вряд ли его получит. Статус рыночной экономики и не является панацеей. Эти и другие фундаментальные вопросы требуют широкого экспертного обсуждения с привлечением общественности для поиска путей решения более насущных проблем современного армянского общества, а также для повышения общей осведомленности и формирования здорового гражданского общества с сохранением традиционных ценностей.

 

Княз Багдасарян - экономист, исследователь политических процессов, специально для ИА «Реалист»

Çàãðóçêà...