Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Иран ведет гибридную войну с США в Нигерии

Абуджа, 16.01.2020, 11:00

Шиизм - способ экспансии Тегерана на африканский континент, полагает востоковед Станислав Иванов

Шииты Нигерии. Фото: mei.edu

 

Нигерия - самая многочисленная страна Африки (200 млн человек) с богатейшими залежами нефти. В силу этих обстоятельств страна играет важную роль в регионе и на международной арене. В политической жизни мусульманского севера Нигерии традиционно заметны различные мусульманские группировки и секты. Как минимум с 1960-х годов они вступили в борьбу с монополией двух крупнейших суфийских братств - тиджанийи и кадирийи. В кругах учащейся молодежи с 1970-х гг. тон задавала крупнейшая радикальная организация - Исламское студенческое общество (ИСО), прочно обосновавшееся в университетских кампусах северных штатов страны и открыто выступавшее за введение шариата как основного закона. Его центр находился в филиале Университета им. Ахмаду Белло в г. Зариа, где в 1975-1976 гг. бушевали студенческие протесты.

Активисты ИСО добились уважения мусульманских порядков университетской администрацией и включения исламских догм в образовательные стандарты. Со временем требования ИСО переросли в полноценный политический проект - строительство «шариатского государства» и демонтаж «евро-христианских» и «британских» институтов. И если в 1978 г. они разгромили «Клуб любителей пальмового вина», то уже через два года, в 1980 г., они жгли тексты конституции страны.

Бок о бок с ними проживали сравнительно небольшие, изолированные общины ливанских и сирийских торговцев, исповедовавшие шиитское течение ислама.

После иранской шиитской революции 1979 года благодаря ее умелой пропаганде и растущему международному влиянию шиизма по всему миру возникли сотни новых шиитских общин, желающих повторить этот опыт. Проживавшие за рубежом ливанцы-шииты быстро подхватили энтузиазм молодых и горячих нигерийцев и начали активно продвигать идеи иранской революции среди суннитской общины севера Нигерии.

Лидером среди молодежи оказался Ибрагим Якуб аз-Закзаки - студент-экономист из Университета им. Ахмаду Белло. Он состоял в ИСО, где возглавлял радикальное крыло, но со временем оно стало ему казаться недостаточно радикальным. Уже в 1979 году, под впечатлением от иранских событий, он разорвал с ИСО. Весной 1980 года именно аз-Закзаки организовал первые демонстрации радикалов из ИСО за пределами университетских кампусов, где открыто призвал ко "второму джихаду" (к первому он не поспел, поскольку тот завершился еще в 1808-1810 гг.). В 1980 г., как и многие его соотечественники, аз-Закзаки побывал в Иране и в Ливане, по возвращении откуда решил повторить иранский опыт у себя на родине.

В штате Кадуна в г. Зариа он основал движение «Ян шиа», или «Братьев-мусульман» (не путать с арабскими братьями). Особенно примечательно было отсутствие мужских и женских секций в новом движении: и мужчины, и женщины молились бок о бок, женщины носили длинные одеяния, но не покрывали лиц, как того и требовал, по их мнению, Коран. Все, видимо, потому, что большую роль в этом движении играла харизматичная супруга лидера, Хаджина Зеена аз-Закзаки, по-своему трактовавшая сомнительные завоевания иранской революции. Так, по ее словам, Иран должен был служить «примером женской эмансипации», и, если в постреволюционном Иране кто и нуждался в дальнейшем освобождении, так это лишь мужчины.

Их появление не осталось незамеченным властями, едва справлявшимися с противоправной деятельностью многочисленных исламистских сект. В 1981 г. аз-Закзаки был арестован и до 1998 года содержался в различных тюрьмах Нигерии. Уже в 1994 году он впервые объявил себя шиитом, а позже создал открыто шиитское «Исламское движение Нигерии» (ИДН), которое быстро перетянуло в свои ряды актив местных «Братьев-мусульман» и заявило о себе погромами и далеко не мирными демонстрациями.

К 2004 году это было уже влиятельное религиозно-политическое движение. ИДН получило конкурентное преимущество над мусульманами-салафитами за счет того, что одним из первых начало пропаганду в интернете. Они также основали свою киностудию, прославившуюся полнометражным фильмом «Мученик» (2003). Считается, что Аз-Закзаки принимал участие в подготовке другого большого полнометражного фильма, посвященного Осману дан Фодио - проповеднику и литератору, возглавившему джихадистское восстание народов фульбе и основавшему к 1810 г. халифат Сокото. Аз-Закзаки был одним из первых, кто стал распространять свою пропаганду на аудиокассетах и CD-дисках. Не брезговал он и печатными изданиями, регулярно публикуя свои произведения и колонки в местных газетах и журналах на языке хауса. Движение обратило на себя внимание «Хезболлы», действовавшей в штате Кано, главным образом, в среде ливанской диаспоры. Боевики «Хезболлы» стали тренировать активистов ИДН, а в 2013 г. власти обнаружили большой склад оружия, предположительно, принадлежавший местной «Хезболле» и ее нигерийским сторонникам.

В 2015 году отношения ИДН с властями накалились до предела. По северным городам прокатилась волна демонстраций, а 15 декабря того же года в г. Зариа после кровопролитных столкновений, в которых погибло 300 человек, был арестован сам шейх аз-Закзаки. Именно тогда северные штаты Нигерии оказались в эпицентре идеологического и военно-политического противостояния Тегерана и Эр-Рияда. Финансируемое саудовцами суннитское общество «Изала» оказало нигерийскому правительству серьезную поддержку в борьбе с активистами ИДН.

В свою очередь, Иран, заявляя о себе как о защитнике мировой шиитской общины, не мог не отреагировать на притеснения шиитского меньшинства в Нигерии. Президент Хасан Рухани призвал тогда тщательно расследовать гибель 300 нигерийских шиитов и обстоятельства ареста их лидера. Федеральное правительство всерьез опасалось, что Нигерия станет очередным полигоном или фронтом в глобальной военно-политической кампании Ирана, и не напрасно. На иранские деньги закзакисты создали в Зариа настоящее государство в государстве - с учебными центрами, боевиками и прессой, а также развернули впечатляющую кампанию Freezakzaky, привлекая внимание всего мира к несправедливому, по их мнению, заключению в тюрьму своего шейха. А в 2018 году в г. Мешхед (Иран) открылось представительство ИДН.

После долгих и утомительных переговоров нигерийская сторона к февралю 2019 году добилась каких-то призрачных гарантий, что Иран откажется от активной поддержки ИДН. Однако в июле 2019 года глава МИД Ирана Джавад Зариф во время своего визита в Сенегал вновь поднял вопрос о судьбе аз-Закзаки. Именно тогда очередная кампания местных шиитов попала в топ мировой и нигерийской прессы и привлекла большой интерес мирового сообщества. Оказавшись в центре внимания, ИДН, как кажется, впервые всерьез озаботились своей репутацией. Так, 25 декабря 2019 года, в дни Рождества Христова, шииты из ИДН символически посетили христианское богослужение в церкви в г. Зариа, где вручили подарки прихожанам и священнослужителям.

Но убийство ВС США в Ираке генерала Касема Сулеймани 3 января 2020 года спровоцировало новую волну протестов среди сторонников ИДН: нигерийские шииты вновь вышли на улицы с портретами убитого главы иранского спецназа «Аль-Кудс» и демонстративно сожгли несколько американских флагов. Судя по всему, иранским аятоллам удалось выйти за пределы своей традиционной шиитской экспансии на Ближнем Востоке (Ирак, Сирия, Ливан, Йемен, Бахрейн, Саудовская Аравия, Кувейт) и распространить ее уже на африканском континенте на такую региональную державу как Нигерия. Одной из целей подрывной деятельности Тегерана в этой африканской стране является нанести максимальный ущерб интересам американских и других западных нефтедобывающих компаний, т.е. вести гибридную войну с США и Западом руками своих сателлитов на дальних подступах к Ирану.

 

Станислав Иванов - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, специально для ИА «Реалист»

Çàãðóçêà...