Фёдор Яковлев: Украина и Турция – худой мир лучше доброй ссоры

Киев, 13.10.2017, 12:40

Украина никак не может посодействовать Турции ни в улаживании проблем с Евросоюзом или Израилем, ни, тем более, в решении ближневосточных вопросов. Турция и не собирается помогать в улаживании конфликта Украины с Россией, отмечает эксперт

Реджеп Эрдоган и Петр Порошенко. Иллюстрация: president.gov.ua

 

9 октября с.г. Украину посетил президент Турции Реджеп Эрдоган с рабочим визитом в рамках которого состоялось шестое заседание Стратегического совета высокого уровня между Украиной и Турцией под сопредседательством Петра Порошенко и Реджепа Эрдогана. С формальной стороны визит прошёл, как и предполагалось. Обе стороны обменялись стандартными любезностями и обещаниями дальнейшего плодотворного сотрудничества. Также было подписано девять межгосударственных документов, которые существенного значения для двусторонних отношений не имеют, поскольку носят в большей степени декларативный характер.

Что касается фактической стороны, то она показывает, что любезности любезностями, а кардинальные противоречия между сторонами, как были, так и остаются не только неразрешимыми, но и публично необсуждаемыми по принципу, – худой мир лучше доброй ссоры. Видимо, поэтому встреча между Порошенко и Эрдоганом вместо запланированных 45 минут продолжалась около трех часов, что никак не соответствует ни уровню давно подготовленных, но подписанных только в ходе визита документов, самыми важным из которых, пожалуй являются план действий по развитию двусторонних отношений на 2017-2019 годы и стандартное соглашение об избежании двойного налогообложения между Украиной и Турцией, ни уровню сделанных президентами заявлений, некоторые из них вызывают недоумение.

Президенты Украины и Турецкой Республики. Иллюстрация: president.gov.ua

 

Например, Эрдоган заявил о намерении поднять турецко-украинский товарооборот до $10 млрд. Если учесть, что в 2016 году оборот составил $3,15 млрд, то это вроде бы неплохо, хотя и непонятно за счёт чего возможен более, чем троекратный рост. Но если вспомнить, что главы правительств Украины и Турции Владимир Гройсман и Бинали Йылдырым только в марте с.г. заявляли о планах увеличить объем товарооборота между странами до $20 млрд, то возникает вопрос о причинах падения этих планов в два раза. Впрочем, ни на первый, ни на второй вопросы ответы никто давать и не собирался.

Аналогично вызывает недоумение и заявление Порошенко о "стратегическом партнёрстве" с Турцией: "В этом году отмечаем 25-ю годовщину установления дипломатических отношений с Турецкой Республикой - настоящим стратегическим партнером Украины". Такое впечатление, что Порошенко либо не знает о строящемся в обход Украины "Турецком потоке", либо полагает, что неизбежное падения объёма транзита газа через Украину после завершения его строительства… в интересах Украины?!

Судя по пафосу украинского президента, для него этот визит стал очень знаменательным событием, ну, а турецкий президент выразил своё отношение к визиту тем, что уснул на совместной с Порошенко пресс-конференции, да так, что Порошенко пришлось постучать рукой по столу, чтобы разбудить коллегу. Для того, чтобы правильно понимать мотивы внешнеполитических действий турецкого руководства, следует учитывать основополагающие принципы которыми оно руководствуется. А эти принципы были изложены в 2001 году в то время профессором международного права Стамбульского университета Ахметом Давутоглу в книге под названием "Стратегическая глубина: международные позиции Турции" ("Stratejik Derinlik: Türkiye'nin Uluslararası Konumu") в которой он предложил современную концепцию внешней политики Турции.

Ахмет Давутоглу. Иллюстрация: imgiz.com

 

Мысли автора настолько впечатлили руководство Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с Эрдоганом, что с 2002 года он стал советником премьер-министров от ПСР. В 2003 году ему присвоили ранг посла, в 2009 году назначили министром иностранных дел, а с 2014 по 2016 год Давутоглу был лидером ПСР и премьер-министр Турции. Фактически, "Стратегическая глубина" ( Strategic Depth) Давутоглу – это изложение исторического "Национального завета" в современной интерпретации с обоснованием роли Турции на международной арене, как региональной супердержавы, исходя из её географического положения и исторических традиций, поскольку общая история со странами, ранее входившими в состав Османской империи. По мнению Давутоглу, это даёт право Турции, с точки зрения османского исторического наследия, оказывать влияние на безопасность, стабильность и экономику не только соседних стран, но и далеко за этими пределами.

Особо подчёркивалось, что Турция должна играть важную роль в регионе исключительно в собственных интересах, а не в интересах тех альянсов, в которых она может состоять. А центральное положение в своей концепции построения внешней политики Турции Давутоглу обозначил, как "ноль проблем с соседями", мотивировав в целях реализации обозначенных в концепции внешнеполитических задач, необходимость для Турции свести до нуля проблемы в отношениях с соседними государствами. В случае воплощения этой стратегии в жизнь, по мнению Давутоглу, без участия Турции в этой части земного шара ничего нельзя будет сделать.

Вот именно в этом ключе Эрдоган и действовал во время визита на Украину. Турецкий лидер заявил о непризнании присоединении Крыма к России, подчеркнув, что "позиция Турции относительно Крыма и вообще в этих вопросах как на национальном, так и международном уровнях, известна". Он добавил: "Мы сейчас пытаемся принять любые меры в отношении наших братьев крымских татар, которые находятся в заключении, и я думаю, что со временем мы получим результат этих усилий". При этом от темы обсуждения санкций в отношении России уклонился. И это понятно, поскольку Турции из примерно 40 млрд куб. м потребляемого газа получает 26 млрд куб. м из РФ, 10 млрд куб. м из Ирана, 4 млрд куб. м из Азербайджана и в ближайшее время эту зависимость никоим образом не устранить, поскольку Азербайджан не состоянии её компенсировать, да и Иран не сможет полностью заменить российские поставки. К тому же Турция крайне заинтересована в строительстве "Турецкого потока" от которого отказываться не намерена, как и публично обсуждать последствия его введения в эксплуатацию с Украиной.

Все остальные вопросы, по которым стороны заявили о полном согласии, типа введения миротворцев ООН в Донбасс или открытия новых маршрутов авиа- и паромного сообщения, сугубо декларативные, поскольку перспективы их реализации в настоящее время, мягко говоря, непонятны. В целом, это был обычный заурядный рабочий визит, поскольку стороны, по большому счёту, не могут предложить друг другу ничего глобального. Украина никак не может посодействовать Турции ни в улаживании проблем с Евросоюзом или Израилем, ни, тем более, в решении ближневосточных вопросов, а Турция и не собирается помогать в улаживании конфликта Украины с Россией.

 

Фёдор Яковлев – эксперт по вопросам безопасности, специально для Экспертной трибуны "Реалист"