Амр Элдиб: Китайский проект "Шелкового пути" негативно влияет на работу Суэцкого канала

Каир, 03.11.2017, 01:02

Саудовский проект NEOM привлечет инвесторов к работе над железнодорожными путями "Эйлат-Ашдод", что окажет серьезное давление на Суэцкий канал, полагает эксперт

Иллюстрация: Bloomberg

 

29 октября поезд X9081 с грузом оборудования для бурения нефтяных скважин покинул сортировочный центр грузовых железнодорожных перевозок "Китай-Европа" в Урумчи, административном центре Синьцзян-Уйгурского автономного района, и направился в город Полтава на востоке Украины, сообщает агентство "Синьхуа". Это первый грузовой состав, отбывший из Синьцзяна в Украину по маршруту "Китай-Европа". Поезд пересечет китайскую границу через КПП "Алашанькоу", проследует через Казахстан, Россию и прибудет в украинский пункт назначения приблизительно через 15 дней.

 

Каким образом новый маршрут повлияет на Суэцкий канал, главную морскую артерию Ближнего Востока? На вопрос Экспертной трибуны "Реалист" ответил египетский политолог Амр Элдиб:

"29 октября с.г. был отправлен первый грузовой поезд из Китая на Украину через Казахстан и Россию. Идея подобного маршрута "Китай-Европа" является отражением "китайской мечты" о возрождении "Шелкового пути". Сегодня экономика Китая является второй в мире по своим масштабам после американской, а после 2020 года и вовсе может получить первенство.

"Новый Шелковый путь" дает Китаю возможность построить новые транспортные коридоры, которые позволят сократить сроки доставки грузов с полутора месяцев до 2 недель, а также завоевать новые рынки не только в Европе, но и в сопутствующих торговому пути странах. Главный вопрос в том, повлияет ли "Новый Шелковый путь" на работу Суэцкого канала, который последние 200 лет был единственным коридором между Азией и Европой и Америкой, и изменит ли он его геополитическое значение.

Ответ такой: да, повлияет и изменит. Хотя кроме нового маршрута "Китай-Европа" на значение Суэцкого канала негативное влияние оказало создание Северного морского коридора и снижение цен на нефть.

С подешевлением нефти и, как следствие, топлива многие корабли начали обходить Суэцкий канал, проходя через Мыс Доброй Надежды: затраты на топливо оказались меньше сборов в Суэцком канале.

Поэтому руководство Суэцкого канала приняло решение предоставлять скидку 75% всем кораблям, идущим из портов восточной и южной Австралии в Северо-Западную Европу, и скидку 40% кораблям, которые идут из Южной Африки в порты Средиземного моря. Кроме того, Суэцкий канал предоставляет скидки 45% всем танкерам, перевозящим нефтепродукты.

Такая система скидок значительно уменьшила доходы Суэцкого канала, но помогла сохранить востребованность суэцких портов. Есть ещё один фактор, способный повлиять на работу Суэцкого канала - проект NEOM, который развернется на берегу Акабского залива.

Этот проект привлечет инвесторов к работе над проектом железнодорожных путей "Эйлат-Ашдод", что окажет серьезное давление на Суэцкий канал.

Здесь же хочу отметить, что концепция проекта NEOM была описана в книге Шимона Переса "Новый Ближний Восток", вышедшей ещё в 1993 году".

 

Амр Элдиб – египетский политолог, специально для Экспертной трибуны "Реалист"