Yandex Zen Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Первая Индокитайская война: как стратагемы Хо Ши Мина победили колонизаторов

Ханой, 31.07.2020, 13:00

В результате активной политической деятельности Хо Ши Мина в борьбе за освобождение страны был разработан жизнеспособный симбиоз вьетнамизированной версии марксизма-ленинизма и традиционных дальневосточных учений, прежде всего стратагематики, которая лежит в основе дальневосточной стратегической мысли и конфуцианства, отмечает востоковед Владимир Колотов

Хо Ши Мин

Во время Индокитайских войн в полном соответствии с заветом Сунь-цзы «война – это путь обмана» основная уловка вьетнамских коммунистов состояла в навязчивом демонстрировании противнику коммунистических лозунгов, тогда как глубинная суть их стратегии базировалась на вьетнамском национализме и китайской стратагематике, почерпнутой из классического древнекитайского трактата Сунь-цзы «Искусство войны».

Известный российский востоковед Владимир Мясников полагает, что «огромное влияние на теоретическую разработку стратагемности оказал величайший военный мыслитель Древнего Китая Сунь-цзы, автор трактата о военном искусстве, который требовал облекать предварительные расчеты в форму стратагем».

В феврале 1945 года Хо Ши Мин с целью обучения партийных работников и военного командования опубликовал свой адаптированный к современной ситуации перевод трактата Сунь-цзы «Искусство войны» на вьетнамский язык, а с 17 мая по 13 декабря 1946 г. в 16 номерах газеты «Спасение Родины» (Báo Cứu quốc) было опубликовано 18 глав комментариев Хо Ши Мина о военной стратегии и тактике под общим названием «Искусство войны Сунь-цзы», которые позднее были включены в состав Полного собрания сочинений Хо Ши Мина. В комментариях концептуальный подход Сунь-цзы был встроен в практические задачи недавно созданной в декабре 1944 года вьетнамской народной армии, которая вступила в период практической подготовки к Первой Индокитайской войне (1946-1954) против французских колонизаторов. Перевод и комментарии, выполненные национальным лидером, вошли в систему обязательной для военных политучебы и способствовали развитию навыков мышления категориями классической китайской стратегии. Так наработки Сунь-цзы через систему политической подготовки советского типа вошли в повседневную жизнь политработников, дипломатов и военных ДРВ, а затем и СРВ.

В самом первом выпуске газеты «Спасение Родины», ссылаясь на полководческий пример Сунь-цзы, Хо Ши Мин призывал изучать противника. Практически каждый образованный вьетнамец в наши дни знает эту фразу «Biết địch biết ta», что значит «познай себя, познай другого». В оригинале на китайском она выглядит следующим образом «知己知彼». Полностью данный пассаж из трактата Сунь-цзы в переводе акад. Николая Конрада выглядит так: «Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение».

Опираясь на знание о противнике и о себе, Хо Ши Мин также призывал своих последователей сравнивать и систематизировать собранные знания о себе и о противнике, а в дальнейшем на этой основе развивать в себе умение предвидеть его поведение.

Использование принципов стратегии Сунь-цзы и стратагем в битве при Дьенбьенфу под руководством генерала армии Во Нгуен Зяпа уже было подробно описано.

Соединение стратагематики с военной техникой середины ХХ века позволило существенно повысить уровень концептуального стратегического мышления и военного искусства вьетнамских полководцев, а также эффективность проведения военных операций, что в сочетании с передовыми для того времени технологиями политического воспитания позволило создать народную армию нового типа, бойцы которой заслужили уважение противника на поле боя.

Древнекитайский стратег Сунь-цзы в своем трактате «Искусство войны» писал: «Самое лучшее разбить замыслы противника, затем разбить его связи, затем разбить его войска, самое худшее осаждать крепости». Первая Индокитайская война в середине ХХ века была завершена в полном соответствии с этой схемой: окружением и разгромом расположенной в удаленном труднодоступном районе (стратагема «Заманить на крышу и убрать лестницу») французской «неприступной крепости» Дьенбьенфу. Сначала были разбиты замыслы 謀 противника, что стало следствием ошибочности его знаний 知 о противнике, далее были нарушены связи 交 окруженного гарнизона с основными силами, войска 兵в крепости попали в окружение 城, что в итоге привело к поражению французского экспедиционного корпуса, подписанию Женевских соглашений по Индокитаю и освобождению Северного Вьетнама.

В ответ на французскую стратегию «молниеносной войны» Хо Ши Мин призвал ответить стратегией затяжной войны, которая по его замыслу должна была сломать планы колонизаторов. При этом основной политический лозунг той эпохи «Война Сопротивления обязательно победит» везде круглосуточно сопровождал Хо Ши Мина. «С президентом в течение всей войны Сопротивления постоянно находилось всего восемь человек [личной охраны, - В.К.]. Для конспирации Хо Ши Мин дал каждому прозвище: Кханг, Тиен, Чыонг, Ки, Нят, Динь, Тханг, Лой. Он, шутя, говорил: «Вы — мой живой лозунг»». В таком порядке имена наиболее близких к Хо Ши Мину восьми телохранителей составляли широко известный в те времена лозунг «Kháng chiến trường kỳ nhất định thắng lợi» (Война Сопротивления обязательно победит).

В результате активной политической деятельности Хо Ши Мина в борьбе за освобождение страны был разработан жизнеспособный симбиоз вьетнамизированной версии марксизма-ленинизма и традиционных дальневосточных учений, прежде всего стратагематики, которая лежит в основе дальневосточной стратегической мысли и конфуцианства. С таким теоретическим и практическим багажом, который был существенно дополнен советскими политтехнологиями и новейшей военной техникой, ДРВ окрепла в борьбе с Францией и подготовилась к вступлению в войну с США за контроль над Южным Вьетнамом.

 

Владимир Колотов – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета, директор Института Хо Ши Мина.

 

ИА «Реалист» публикует выдержку из сочинения профессора Колотова в рамках инициативы по популяризации перспективных научных трудов отечественных ученых. 

Çàãðóçêà...