Владимир Колотов: Идеология Хо Ши Мина – духовный фундамент политической власти во Вьетнаме

Санкт-Петербург, 17.12.2017, 00:33

В целях популяризации гуманитарного знания Информационное агентство "Реалист" публикует статью доктора исторических наук, профессора СПбГУ Владимира Николаевича Колотова, которая ранее вышла в научном сборнике "Вьетнамские исследования" (Выпуск 7. Опыт обновления во Вьетнаме: современность и история. – М.: ИДВ РАН, 2017 год – 416 с.). 

Хо Ши Мин

 

Важная особенность формирования современной идеологической системы во Вьетнаме состоит в том, что она появилась в процессе борьбы за независимость с феодализмом и колониализмом, а победы в этой борьбе и последующее развитие страны стали следствием её разработки и распространения. В ходе развития национально-освободительного движения была выкована новая идеология, которая вместила в себя в адаптированном виде наиболее эффективные восточные и западные концепции и политические технологии борьбы против западного колониализма. Впоследствии с начала 1990-х гг. эту систему взглядов стали называть идеологией Хо Ши Мина. Именно эта инновация стала той самой критической технологией, которая позволила восстановить самовоспроизводящуюся систему национальной государственной власти во Вьетнаме.

Новая идеологическая система доказала свою жизнеспособность в тяжелейших условиях борьбы за независимость против сильных внешних и внутренних врагов, а также в период последующего мирного строительства. В настоящее время Вьетнам уверенно и стабильно развивается во многом благодаря надёжному идеологическому фундаменту. Идеология Хо Ши Мина – ключевой ингредиент вьетнамской победы в Индокитайских войнах, а также в проведении успешных экономических реформ в конце ХХ – начале XXI вв., который позволяет уверенно отстаивать национальные интересы. В этом смысле современный Вьетнам представляет собой материализацию духовного наследия Хо Ши Мина и его сердцевины – идеологии Хо Ши Мина.

"Использование ставшего традиционным перевода на русский "Идеи Хо Ши Мина" при описании идеологии Хо Ши Мина (вьетн. Tư tưởng Hồ Chí Minh) ведет к утрате системного характера его взглядов на мир и технологию борьбы за национальное освобождение, поскольку "идеи" характеризуются несвязанным набором отдельных мнений по различным сюжетам, что в рассматриваемом случае явно не так". [1]

Употребление термина "идеи" в данном случае является классическим паралогизмом – непредумышленным нарушением норм логики, – поскольку в соответствии с принятым в современном Вьетнаме самым общим определением – идеология Хо Ши Мина является вьетнамизацией марксизма-ленинизма. Общеизвестно, что марксизм-ленинизм – идеология, но если в отношении идеологии Хо Ши Мина использовать термин "идеи", то получится, что в результате вьетнамизации идеологии произошло радикальное снижение её качества, идеология перестала быть таковой, превратившись в "идеи", т.е. утратила системный характер. Очевидно, что данное положение не соответствует действительности, следовательно, при переводе с вьетнамского слова tư tưởng логичнее использовать термин "идеология". Использование в пропаганде и в идеологической работе таких терминов, как "идеи" принижает ценность духовного наследия Хо Ши Мина и понятно, кстати, почему именно такая терминология используется в работах западных авторов, которые в основной массе не знают вьетнамского языка и с трудами Хо Ши Мина и источниками по новейшей истории Вьетнама знакомы лишь по пересказам сомнительного качества. К тому же терзаемые фантомными болями после поражения США во Второй индокитайской войне не были заинтересованы в объективном исследовании данного вопроса по идеологическим причинам.

Уже в XXI веке один из наиболее объективных американских авторов, который не может быть заподозрен в провьетнамских симпатиях, заявил о том, что "американские военные до сих пор не понимают, что произошло во Вьетнаме" (2) в 60-х–70-х годах. В этих условиях, имея в нашей стране собственную авторитетную вьетнамоведческую школу, опираться на такую зарубежную экспертизу было бы весьма странно.

На наш взгляд, "идеология Хо Ши Мина (вьетн. Tư tưởng Hồ Chí Minh) – это система взглядов национального лидера Вьетнама на процесс реализации вьетнамской национальной революции, которая включает в себя в переработанном виде идеалы французской и американской революций, элементы марксизма-ленинизма, а также традиционных для стран Дальнего Востока философских школ, которые были систематизированы на основе национальной культуры Вьетнама. Разработка и распространение этой системы оказало решающее воздействие на формирование духовных ориентиров и идеалов нового типа, позволивших реализовать объединение патриотических сил, создать КПВ и выработать технологии эффективной борьбы против иностранных агрессоров. Внедрение этой системы в образовательный процесс привело к появлению самовоспроизводящейся системы подготовки национальных кадров, которые после ухода Хо Ши Мина творчески выполнили его заветы, добились объединения страны и проведения успешных экономических реформ. В настоящее время идеология Хо Ши Мина является официальной идеологией правящей партии и Социалистической республики Вьетнам и оказывает системное широкомасштабное воздействие на все сферы государственного строительства". [3]

В настоящее время Вьетнам является одной из наиболее влиятельных стран Юго-Восточной Азии, которая во второй половине ХХ века прошла драматичный процесс деколонизации, национального возрождения, отстояла независимость в борьбе с колониальными державами и в настоящее время успешно осуществляет модернизацию, демонстрируя высокие темпы роста. Распространение в массах основных положений идеологии Хо Ши Мина позволило не только освободить Вьетнам от французского колониального режима, но и после 80-летнего господства французских колонизаторов восстановить систему национальной государственной власти. Идеология Хо Ши Мина показала свою жизнеспособность и после смерти национального лидера в 1969 г., создав основу эффективной системы подготовки кадров, направленную на обеспечение национальной безопасности, защиту суверенитета и экономическое развитие страны.

Программа экономических реформ под названием "Дой мой" (Обновление), которая была принята на VI съезде КПВ в 1986 г., за прошедшие 30 лет показала свою высокую эффективность. Однако её идеологический фундамент, который стабилизирует общество – идеология Хо Ши Мина – зачастую остаётся как бы на заднем плане, о нем мало что известно за пределами Вьетнама. Именно поэтому рассмотрению этого идеологического феномена следует уделить особое внимание.

Основные этапы развития идеологии Хо Ши Мина:

  1. 1923 г. – установление рабочих контактов с Коминтерном

  2. 1930 г. – создание КПВ

  3. 1945 г. – Декларация независимости

  4. 1954 г. – победа в Первой индокитайской войне

  5. 1969 г. – завещание Хо Ши Мина

  6. 1975 г. – победа во Второй индокитайской войне

  7. 1986 г. – новый курс – Политика обновления

Новый термин – идеология Хо Ши Мина, который точно определил уже сложившуюся систему взглядов национального лидера на политику по защите национальных интересов и развитию Вьетнама, появился во Вьетнаме с начала 1990-х гг., однако сама идеология появилась раньше и стала результатом политической деятельности Хо Ши Мина, его учеников и соратников. Именно адаптированные Хо Ши Мином к вьетнамским реалиям технологии Коминтерна позволили поднять вьетнамский народ на борьбу за национальное освобождение и победить в неравной битве против сильнейших стран мира (Франция, США, Китай). В мировоззрении Хо Ши Мина нашли органичное сочетание патриотизм, а также различные направления политической и философской мысли как Запада, так и Востока. При этом догматизм совершенно не характерен для политической линии Хо Ши Мина. "Характерная особенность революционного метода Хо Ши Мина состоит в том, что он всегда считал практику и факты из жизни исходной точкой для размышлений и действий в планировании линии, политики, стратегии и тактики революции". [4]

Влияние мировоззрения Хо Ши Мина на современный Вьетнам огромно. Можно сказать, что данный феномен является основой государственной власти СРВ, национальной идеей современного Вьетнама, критической технологией, разработка которой открыла путь к национальному освобождению. По сути, речь идёт о ключевом ингредиенте вьетнамской победы в Индокитайских войнах, а также в проведении успешных экономических реформ в конце ХХ – начале XXI вв. Непонимание сформулированных Хо Ши Мином ключевых мотивов и механизмов национально-освободительного движения во Вьетнаме в своё время привело могущественных противников к тяжёлым поражениям. Идеология Хо Ши Мина представляет собой набор символов веры и ярких образов, которые существуют в виде опорных лозунгов, формирующих мировоззрение масс по ключевым вопросам современности.

Хо Ши Мин не дожил до своей главной цели – объединения Вьетнама, но её достигли его ученики и соратники, потому что он создал способную к самовоспроизводству систему национальной государственной власти.

Хо Ши Мин говорил: "Когда устойчива Партия, устойчива революция, так же как при устойчивом рулевом лодка будет плавно идти вперёд. Партия станет сильной, когда она имеет определенную доктрину в качестве основы, все в Партии должны понимать и соблюдать эту доктрину. Партия, не имеющая своей доктрины, всё равно, как человек без мозгов, как пароход без компаса". [5] Хо Ши Мин также подчёркивал особую важность теории: "Без теории мы будем подобны слепому, который идёт в ночи". [6]

Следует отметить существенно более высокий процент содержания национализма в идеологии Хо Ши Мина по сравнению с марксизмом-ленинизмом, на политтехнологическом фундаменте которого она была сформирована. Связано это с тем, что в период ее формирования наиболее острой проблемой вьетнамских патриотов того времени было восстановление суверенитета и именно под этими лозунгами происходило создание национально-освободительного движения нового типа.

В своей истории Вьетнам неоднократно был вынужден бороться против сильных и коварных противников. На XII съезде КПВ было отмечено, что в настоящее время имеются существенные угрозы национальной безопасности Вьетнама, в том числе в идеологической сфере. Это правильный подход, поскольку удары по идеологическому фундаменту грозят обрушением всей государственной конструкции, что хорошо видно на примере СССР, Югославии, Украины и других стран постсоветского пространства. При разрушении системообразующих идеологических конструкций важны политические установки, системообразующие лозунги и идеологические метафоры, которые идут им на смену.

Применительно к Вьетнаму норвежский историк Стейн Тоннессон обратил внимание на идеологическое наполнение подходов вьетнамских оппозиционеров: "Вьеты во Вьетнаме составляют 88% населения. Это делало сложным эксплуатацию этнических конфликтов в попытках борьбы против коммунистов. История вьетнамского национализма и история коммунизма тесно связаны. Поэтому вьетнамские антикоммунисты всегда терпели поражения в своих попытках мобилизовать национализм в своих  интересах и были вынуждены создавать себе поддержку исключительно на религиозных, гуманитарных или ориентированных на будущее идеях". [7] Это очень важное замечание для анализа западной политики в отношении Вьетнама! Заметим, что Западу на этой основе не удалось создать серьёзной оппозиции существующему режиму. Следовательно, на современном этапе "враждебные силы" будут вновь маскироваться под «патриотов», что хорошо видно по ряду последних выступлений в крупных городах Вьетнама в 2014-2016 гг., которые были связаны с антикитайскими погромами и демонстрациями экологического характера.

В данном контексте особого внимания заслуживают протесты против программы вырубки и последующей посадки зеленых насаждений (6700 деревьев) в Ханое в 2015 г. Из заслуживающих доверия источников позднее стало известно, что за решением вырубить, а затем вновь посадить деревья стояли формирующиеся олигархические группировки, а спровоцированные их действиями протесты населения возглавили аффилированные с этими же олигархическими структурами лица. В ходе протестов была сформирована инициативная группа "За зелёный Ханой" (Vì Một Hà Nội Xanh).

Следующий достойный внимания эпизод продолжается до сих пор. Начало этим процессам было положено в апреле 2016 г., когда на побережье в центральном Вьетнаме было выброшено много дохлой рыбы. Проведённая проверка установила, что экологическое бедствие было связано со сливом загрязнённых стоков тайваньского завода Формоза в пров. Хатинь. Грубый ответ тайваньского представителя на пресс-конференции "Вам нужен завод или чистая вода?" вызвал возмущение общественного мнения и протесты, в том числе политического характера. В частности, в интернете и социальных сетях были широко растиражированы плакаты "Рыбе нужна чистая вода, а народу чистая власть" c весьма недвусмысленным намёком в адрес местных властей, которые позволили реализовать спорный с экологической точки зрения проект.

На этом протестном фоне были предприняты попытки раскрутки ряда оппозиционеров, которые были грамотно заблокированы властями. Информация об этих протестах была растиражирована западными СМИ и блогерами, в том числе иностранными, на чем они также попытались заработать себе политический капитал для использования его во Вьетнаме. В данном контексте стоит напомнить, что в СССР в конце 1980-х годов формирование оппозиционных властям сил в союзных республиках также начиналось с экологических протестных движений, лидеры которых получили первый опыт политического противостояния с властями. При этом стоит отметить, что вопросы экологии в современном Вьетнаме действительно стоят очень остро и внимание населения к ним вполне понятно и справедливо.

Идеологическая борьба в наши дни играет очень важную роль. Это хорошо понимают в КПВ, именно поэтому в отчётном докладе ЦК партии XII съезду особое внимание было обращено на деятельность "враждебных сил". Не случайно руководство КПВ постоянно обращает внимание на опасность "мирной трансформации" во Вьетнаме и на печальный опыт распада СССР.

В 1975 г., когда де-факто произошло объединение Вьетнама, СССР был на вершине могущества, но, по словам Н.С. Леонова, не смог использовать свои преимущества. [8] В то же время Вьетнам, имея существенно меньше ресурсов, смог преодолеть стоящие перед страной проблемы во многом благодаря наличию живой идеологии, целеполаганию, тесной связи с реальностью и более высокой эффективности управления.

Н.С. Леонов совершенно справедливо отметил: "Как в древности в ходе сражения надо было добраться до шатра вражеского полководца и срубить поддерживающий его центральный шест, так и сейчас основная цель в борьбе состоит в том, чтобы поразить управленческий мозг противника". [9]

Анализируя причину крушения социалистических режимов в СССР и Восточной Европе, современные китайские эксперты отмечают: "Во время проведения реформ возглавляемая М.С. Горбачевым КПСС и руководители стран Восточной Европы проводили ошибочную идеологическую, политическую и организационную линию, предали социалистический путь, углубили и в итоге вызвали крупномасштабный кризис общества". [10] Таким образом, на первое место ставится причина идеологического характера, при этом, по мнению китайских учёных, произошло "добровольное идейное разоружение КПСС. Это также привело к тому, что широкие массы членов партии, партийных кадров и народ потеряли способность отличать правду от лжи и возник идейный хаос". [11] В итоге произошел распад государства, который привел к многочисленным материальным и человеческим жертвам.

В то время пока в СССР происходила замена коммунистической идеологии на идеологию "рыночного фундаментализма", во Вьетнаме был сделан шаг в направлении укрепления идеологической работы, что принесло свои плоды. Вьетнам, теряя своего главного партнёра на международной арене, не стал метаться в угоду бушевавшим в то время политическим бурям и продолжал отстаивать национальные интересы. Именно идеология и система подготовки национальных управленческих кадров в качестве её носителей стали становым хребтом нового режима, который вот уже более 70 лет уверенно и успешно решает возникающие перед объединённым Вьетнамом проблемы и ведёт его к новым достижениям. Несмотря на жёсткое давление со стороны ряда стран Запада, Вьетнам не сдал свои национальные интересы и продолжает бороться за их претворение в жизнь. Во многом именно по этой причине США были вынуждены в 1994 г. снять торгово-экономическое эмбарго, которое они ввели в отместку за своё поражение во Второй индокитайской войне в 1975 г. Не случайно один из основных принципов идеологии Хо Ши Мина звучит следующим образом: "Неизменностью реагировать на десять тысяч изменений". [12]

Полученный от Хо Ши Мина импульс привёл к началу мощных конструктивных процессов, к бурному и последовательному развитию Вьетнама, которое продолжается и в наши дни.

В настоящее время Вьетнам уверенно развивается во многом благодаря сложившемуся идеологическому фундаменту. Экономические реформы в современном Вьетнаме – это очередной этап продолжения революции и дальнейшего развития Вьетнама как суверенного государства. Из разделённых стран Азии только Вьетнам смог объединиться и развиваться без иностранных баз на своей территории.

5 октября 2016 г. Вьетнам вошёл в зону свободной торговли ЕАЭС. Если сравнить размер ВВП стран-членов ЕАЭС и СРВ, то видно, что Вьетнам обладает второй по величине экономикой после РФ. Вот что значит прочный идеологический фундамент, стабильная политическая система и, соответственно, устойчивый экономический рост.

В декабре 2016 г. на 5-й международной конференции по изучению Вьетнама проф. Ву Зыонг Нинь выдвинул идею пойти дальше и обновить политику обновления ещё раз, разработать Обновление-2, чтобы тем самым добиться конкурентных преимуществ в условиях меняющегося мира.

Идеология Хо Ши Мина – национальное духовное достояние, духовное наследие великого сына Вьетнама, который посвятил свою жизнь восстановлению независимости страны и создал идеологию национального возрождения, которую его ученики и последователи позднее назвали его именем.

Идеология Хо Ши Мина – это не догма, а живая развивающаяся и самосовершенствующаяся система. Влияние Хо Ши Мина до сих пор очень сильно не только в основополагающих нормативных документах Вьетнама: Уставе КПВ, Декларации независимости, Завещании Хо Ши Мина, конституциях ДРВ и СРВ, но и в практической сфере, в сохранении стабильности и продолжающемся экономическом росте современного Вьетнама, что является результатом выполнения заветов Хо Ши Мина в новых условиях.

 

Список литературы

1. Колотов В.Н. Идеология Хо Ши Мина как ключевой ингредиент вьетнамской победы и успешных реформ // Духовное наследие Хо Ши Мина и современность. СПб., 2015. С. 481-482.

2. McCready D. M. Learning from Sun Tzu // Military Review. May-June, 2003. Р. 85.

3. Колотов В.Н. Идеология Хо Ши Мина как ключевой ингредиент вьетнамской победы и успешных реформ // Духовное наследие Хо Ши Мина и современность. СПб., 2015. С. 489-490.

4. Шонг Тхань (ред.). Хо Ши Мин. Биография / Отв. ред. В.Н. Колотов. Ханой: Издательство политической теории, 2016. С. 801.

5. Hồ Chí Minh. Toàn tập. Т. 2. HN, 1995. Tr. 267-268.

6. Hồ Chí Minh. Tiểu sử. Hà Nội: NXB Lý luận chính trị, 2006. Tr. 454

7. Tønnesson S. Democracy in Vietnam? NIAS reports № 16. 1993. P. 53–54.

8. Леонов Н. С. "Перестройка". Четверть века спустя. URL: http://svom.info/entry/639-perestrojka-chetvert-veka-spustya/ (Дата обращения: 20.12.2016).

9. Леонов Н. С. "Перестройка". Четверть века спустя. URL: http://svom.info/entry/639-perestrojka-chetvert-veka-spustya/ (Дата обращения: 20.12.2016).

10. История международного коммунистического движения / Пер. с китайского. М: Издательство "Весь мир", 2016. С. 392.

11. Там же. С. 393.

12. Вьетн. Dĩ bất biến, ứng vạn biến, кит. 以不变应万变.

 

Владимир Колотов – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета

Çàãðóçêà...