ЕРЕВАН (ИА Реалист). Популярный эксперт Яков Кедми часто высказывается по поводу Армении. Давать комментарии, экспертные оценки и прогнозы, касающиеся Армении, сейчас очень модно, независимо от того, знает ли очередной эксперт язык, историю, политические и социальные реалии страны, о которой говорит. Тем более сомнительны экспертные рекомендации о путях выхода из кризиса или развития для страны, от которой эксперт находится на достаточно большом расстоянии.
Яков Кедми – человек неординарный. И не только потому, что устранил главную угрозу для Израиля – демографическую, перенаправив поток еврейской эмиграции, направлявшейся из СССР в США в 1990-е годы (тогда ходили упорные слухи о готовящихся еврейских погромах, действовали антисемитские организации типа «Память». Кто руководил деятельностью этих организаций, так до сих пор и неизвестно), на Землю Обетованную.
Будучи убежденным сионистом и главой израильской спецслужбы, деятельность которой в ходе холодной войны была направлена явно не на благо СССР и Советского блока, Яков Кедми сумел пересмотреть свои взгляды и произвести переоценку своих ценностей.
В итоге, насколько можно судить по его выступлениям в студии у телеведущего Владимира Соловьева, из ярого противника России он стал ее верным другом, а из критика СССР стал его адептом.
Я бы не стал критиковать человека за такие метаморфозы – пересмотр собственных взглядов свидетельствует о том, что человек не стоит на месте, он растет духовно и интеллектуально. Но данная публикация посвящена не столько Якову Кедми, сколько его высказываниям, подхваченным армянскими СМИ.
Думаю, что сама постановка вопроса «Почему Армения не смогла пойти по пути Израиля» не совсем корректна. И дело не только в том, что у каждой страны свой путь. Лично я не уверен, что Армении следует идти путем Израиля. Что-то учесть и даже перенять из израильского опыта, а равно из опыта других стран – стоит.
Но вот что касается израильского пути, тут я совсем не уверен, что данная модель развития абсолютно во всем является примером для подражания.
Многие из утверждений Кедми являются по меньшей мере спорными. Да, сегодня Израиль является страной с самым большим еврейским населением. Но именно сегодня – для того, чтобы большинство евреев проживало в Израиле, понадобилось почти семьдесят лет. Причем достигнут этот показатель был не только, а возможно, и не столько за счет репатриации, сколько за счет ассимиляции евреев за рубежом и более высоком уровне рождаемости в Израиле по сравнению с диаспорой.
Что касается привлекательности Израиля для евреев в сравнении с Арменией для армян, то и здесь далеко не все так однозначно, как кажется Кедми. На заре (если можно так выразиться) массовой эмиграции евреев из России, в Эрец Исраэль переселились, по данным Википедии, порядка семидесяти пяти тысяч из двух с половиной миллионов еврейских эмигрантов – остальные отправились в основном в США.
По данным той же Википедии (раздел «Йерида» – эмиграция из Израиля), количество евреев, уже эмигрировавших из Израиля в восьмидесятых годах прошлого века составляло примерно 12,5% от общего населения страны. Эта цифра актуальна и сегодня. Причем здесь следует подчеркнуть, что эти проценты – это лишь оценки экспертов, а статистические данные по данному вопросу отсутствуют в открытом доступе (по крайней мере – отсутствовали). Еще накануне Большой Алии – массовой репатриации евреев в Израиль в 1989 году, количество эмигрировавших из Израиля превышало численность репатриантов.
Политика репатриации в Израиле – тема отдельной статьи. Отмечу лишь, что и здесь всё далеко не так однозначно и, точно также, далеко не всё может служить примером для подражания.
И хотя книги Шабатая Бейт Цви и профессора Игаля Бин Нуна, освещающие вопросы репатриации в Израиль доступны далеко не всем (поскольку написаны на иврите и, насколько мне известно, пока не переведены на другие языки), но зато хорошо известна история движения израильских «Черных пантер» – репатриантов из арабских стран, протестовавших против политики апартеида ашкеназских элит в отношении восточных евреев.
Менее известны массовые групповые побеги уже репатриантов «Большой Алии» в Голландию и в Южную Африку и история о том, как беглых репатриантов возвращали в Израиль. В общем, не все так просто. Да Кедми и сам признает, что едва ли большинство репатриантов из «Большой Алии» добровольно выбрали бы Израиль в качестве места на ПМЖ, если бы у них была возможность эмигрировать в США или в Канаду.
Евреи всего мира безусловно понимают, что Израиль – это единственное еврейское государство в мире и другое едва ли будет когда-нибудь. Да, у евреев диаспоры есть понимание того непреложного факта о том, что только еврейское государство может служить надежным гарантом от повторения Холокоста – убеждение, которое, на мой взгляд, пока отсутствует у армянской диаспоры в отношении армянской государственности и его роли в предотвращении нового Геноцида армян.
Однако, насколько я понимаю, желание личным примером способствовать укреплению национального государства ни у евреев, ни у армян диаспоры пока не особо сильно проявляется. Во всяком случае, реакция представителей еврейской диаспоры, восторгающихся Израилем, когда им задаешь вопрос о том, почему они не хотят переселиться в Эрец Исраэль, как правило, весьма нервная.
Некорректным я считаю и сравнение Армении с Израилем в плане успехов, достигнутых в государственном строительстве. И уж совершенно некорректным является утверждение Кедми о том, что «никто за нас не воевал».
Вообще-то государство Израиль было создано во многом благодаря Иосифу Сталину, который во время Первой арабо-израильской войны 1948-1949 годов (я специально называю именно эти даты. Если кому-то захочется поспорить со мной, пусть попытается, но не советую) организовал специальный воздушный мост, по которому еврейское государство получало все необходимые вооружения. Кроме того, на территории Восточной Европы товарищ Сталин организовал специальные лагеря для подготовки солдат и офицеров израильской армии, а сталинские советники готовили и нередко руководили израильской армией уже непосредственно в Палестине. Не случайно в своих мемуарах представители израильской военной элиты откровенно писали о том, что все переговоры израильских танкистов велись по-русски.
Если кто-то действительно воевал сам за себя, так это армяне в Первую Арцахскую. Кстати, армяне не только ни от кого не получали вооружений, но и лишились в результате развала СССР авиации, да и много чего другого. Кроме того, у Израиля были и есть германские репарации, а потом – прямая и непрямая многомиллиардная помощь из США.
У Армении такой помощи никогда не было и нет. Более того, вся история Республики Армения – это блокада и войны. И если сравнивать успехи двух государств в качественном отношении, то еще неизвестно, в чью пользу будет это сравнение.
Это вообще чудо, на мой взгляд, что находясь в блокаде без тепла и света, после ужасного землетрясения, армяне побеждали на войне, рожали детей и даже сочиняли музыку и стихи.
И уж совершенно нелепым является заявление эксперта о том, что «после получения независимости страна не смогла создать национальные ценности, которые были необходимы народу».
Ценности у армян, как и у евреев, всегда были и есть. И главная ценность армян – это их земля. Чтобы это понять, нужно было бы Кедми съездить вместе с Семеном Пеговым в Арцах и посмотреть, как армяне воюют за свою землю.
Наконец, весьма спорным, на мой взгляд, является утверждение Кедми о том, что Армения «оказалась не способна выкристаллизовать наиболее эффективную и достойную государственную элиту и власть, которая способна решать проблемы в Армении», а вот Израиль такую элиту сумел создать.
Ну, не знаю, можно ли считать элитой нынешнего министра внутренних дел Израиля Арье Дери, отсидевшего в тюрьме за хищения государственных средств, или бывшего президента страны Моше Кацава, получившего срок за сексуальные домогательства. Или может элитой является отрицатель Геноцида армян, местечковый жлоб Авигдор Либерман? А в данный момент вообще непонятно, кто правит страной: ныне действующий премьер или его жена?
Хотя да, в истории Израиля были такие выдающиеся личности, как Давид Бен-Гурион или Голда Меир. Но личности, как и ничтожества во власти, есть в любой стране. Кстати, не так давно, в ноябре 2006 года в открытом университете Израиля состоялась авторитетная научная конференция на тему «2020 год – будет ли существовать Израиль?». Тоже показательно.
Безусловно, за 72 года своего существования государство Израиль добилось впечатляющих успехов. Но секрет здесь, на мой взгляд, заключается в том, что израильтяне давно осознали: рассчитывать они могут только на самих себя, а для этого нужно быть сильными, инициативными, много учиться и много работать.
Такими израильтян сделали либеральные реформы, начавшиеся в стране в конце 1970-х. Суть этих реформ для простого гражданина заключалась в простой формуле: «выживай как можешь». И израильтяне стали выживать как могли: брали кредиты на учебу, чтобы получить престижные, хорошо оплачиваемые профессии, открывали бизнесы на свой страх и риск, рванулись в хайтек, суливший самые высокие прибыли…
Правда, слово «ахи» – брат мой, стало просто обращением, но консолидирующим фактором, цементом израильского общества, остается армия и осознание того, что без национального государства наступит катастрофа.
У армян слово «ахперес» – брат мой, не просто слово. Армяне действительно друг другу братья. И мне бы очень хотелось, чтобы слово «ахперес» никогда не утратило своего смысла, но при этом армяне больше верили в свои силы, стали не только исполнителями, но и творцами, инициаторами. А достойная государственная элита у армян выкристаллизуется и очень скоро из тех, кто готов был не задумываясь отдать свою жизнь за Родину в этой войне.
Владимир Ружанский – историк, преподаватель кафедры всемирной истории и зарубежного регионоведения Российско-Армянского университета, специально для ИА Реалист