29 января 2018 года в Сочи начнет свою работу Конгресс сирийского национального диалога. В совместном заявлении России, Турции и Ирана гаранты сирийской безопасности призвали представителей режима Башара Асада и оппозиционных групп принять участие в переговорном процессе и приступить к обеспечению мира в Сирии.
На сегодняшний день известно, что в списках участников сочинской встречи фигурирует около 1600 делегатов, 40 из которых призвали бойкотировать переговоры, ссылаясь на обвинения российской стороны в организации военных преступлений. Подобная расстановка сил позволяет считать сирийский национальный диалог призрачным явлением в системе международных отношений. Однако не исключено, что при содействии Турции и России принуждение оппозиционных групп в Сирии к миру в рамках сочинского формата может иметь решающее значение.
Переговорный процесс, организуемый в Сочи, играет первостепенную роль в стремлении достигнуть политический консенсус в Сирии. Это обусловлено, прежде всего тем, что обсуждения на высшем уровне в рамках сочинского формата преследуют в качестве своей исключительной целью поиск окончательного решения по сирийской проблематике и связаны с выработкой новой конституции, проведением досрочных выборов президента и парламента, а также формированием нового состава правительства.
Россия, намереваясь обеспечить соблюдение интересов всех участников сирийского конфликта, очевидно, не против курдского представительства на Конгрессе сирийского национального диалога. По крайней мере, о том, что такие разговоры в Москве происходили ещё в декабре 2017 года, заявляет руководитель курдского вооруженного формирования YPG Сипан Хамо. Однако подобное желание Кремля, безусловно, противоречит интересам Турции. В этих условиях Россия оказалась перед сложным выбором. С одной стороны, она не намерена окончательно портить отношения с курдами, с другой – определенные обязательства перед Анкарой не позволяют ей игнорировать сопротивление Турции. В этой связи, скорее всего, Москва предпочтет обеспечить “золотую середину”: YPG на Сочинскую встречу формально не будет приглашена, но фактически будет там иметь своего представителя.
Стороны переговорного процесса в определении послевоенного будущего Сирии исходят из убеждения о том, что страна должна быть объединена по исключительному принципу географической федерации, в котором будет организован избирательный процесс при обязательном участии международных наблюдателей. Башар Асад пытается всячески сопротивляться такому решению, но, по сути, он не может возражать, так как в случае непринятия предложенного варианта послевоенного устройства президент Сирии рискует не только своим политическим будущим. Вместе с тем, Россия стремится во что бы то ни стало в кратчайшие сроки провести конгресс по Сирии и решить накопившиеся на Ближнем Востоке проблемы, чтобы успеть благополучно и без лишних проблем завершить избирательный цикл, связанный с выборами президента России в марте 2018 года. По всей видимости, Москва будет давить на Сирию, требуя от нее согласиться с предложенным вариантом географической федерализации страны, независимо от того, как к этому относится Башар Асад.
Глава Пентагона Джеймс Мэттис в конце декабря 2017 года выступил с официальным заявлением о том, что в Сирии существует “разделительная линия” между районами, контролируемыми международной коалицией под эгидой США в восточной части Сирии, и российской сферой влияния на западе. При этом Мэттис отметил, что “было бы ошибкой выйти за пределы этой линии”.
Таким образом, Вашингтон сделал особый акцент на своем беспокойстве относительно линии разграничения российско-американских интересов в Сирии, подчёркивая, что не желает нагнетать обстановку и провоцировать эскалацию конфликта.
Скорее всего, подобное заявление министра обороны США было обычной мерой предосторожности, поскольку оно было сделано в ответ на слова Башара Асада о том, что “любой, кто работает на интересы американцев в Сирии, – предатель”. Тем самым, сирийский лидер недвусмысленно потавил маркер на американских военнослужащих, находящихся на территории САР.
Денис Коркодинов – политтехнолог, специалист по политическому PR и массовым коммуникациям на территории Ближнего Востока и Южного Кавказа, специально для ИА “Реалист”