Си Цзиньпин и Нарендра Моди. Фото: AP
ТЕГЕРАН (ИА Реалист). Возросшее участие Индии и Китая в порте Чабахар вызвало споры в иранских политических кругах о том, как использовать преимущества своих конкурентов, минимизируя риски для самого Ирана. Об этом в статье для журнала Diplomat пишут аналитики Соруш Алиасгари и Марин Экстром.
«Экономические и дипломатические возможности, представленные Индией и Китаем, могут помочь Ирану укрепить его собственные амбиции великой державы, но отсутствие баланса в политических и экономических вопросах могут сделать Иран младшим партнером или ресурсным придатком. Поэтому Тегеран пытается найти способы стратегически сбалансировать Индию и Китай», — отмечают авторы.
По мнению Алиасгари и Экстром, Тегеран мог бы использовать китайско-индийское соперничество в собственных интересах, чтобы повысить свой статус до уровня сверхдержавы, сохраняя при этом давнюю независимую линию на то, чтобы не зависеть чрезмерно «ни от Востока, ни от Запада».
«Хотя Китаю еще предстоит напрямую участвовать в проектах порта Чабахар, многие аналитики считают, что подписанная 25-летняя программа сотрудничества между КНР и ИРИ, в рамках которой Пекин согласился инвестировать $400 млрд в иранскую экономику в обмен на сниженные и гарантированные цены на энергоносители и cотрудничество в проекте «Один пояс, один путь», является способом постепенно утвердить свое присутствие в порту. Масштабы китайско-иранского взаимодействия в Чабахаре пока остаются ограниченными. Однако китайская активность в ИРИ позволяет предположить, что Пекин пытается конкурировать с Нью-Дели за большее влияние в регионе», — считают эксперты.
Алиасгари и Экстром исходят из того, что порт Чабахар становится ключевым полем битвы за стремление Китая и Индии к лидерству в Южной и Центральной Азии и может сыграть важную роль в стремлении Ирана продвинуться на международной арене.
Индо-иранские переговоры вокруг порта Чабахар начались в 2003 году. Однако совместные усилия Тегерана и Нью-Дели начали набирать обороты только в 2016 году, когда премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент Ирана Хасан Рухани объявили, что Индия инвестирует $500 млн в модернизацию морской гавани. Катализатором активности индийцев стало заявление председателя КНР Си Цзиньпина 2013 года, в котором говорилось о запуске глобального инфраструктурного проекта «Один пояс, один путь».
Мотивация Нью-Дели также состояла в том, что страна столкнулась с серьезными препятствиями в налаживании наземной торговли с государствами, расположенными к западу от нее, поскольку практически все эти маршруты проходят через Пакистан. Поэтому Алиасгари и Экстром полагают, что создание морского торгового пути в Западную и Центральную Азию через порт Чабахар позволит Индии обойти Пакистан и создать торговые сети со странами в этих регионах.
ХАРТУМ (ИА Реалист). По меньшей мере 104 мирных жителя погибли в результате серии ударов беспилотников…
ЕРЕВАН (ИА Реалист). В Арцахе, до осуществленной азербайджанскими агрессорами этнической чистки и насильственной депортации, попросту…
ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Президент США Дональд Трамп во вторник распорядился ввести «полную и тотальную блокаду»…
МОСКВА (ИА Реалист). Средний коэффициент рождаемости в России сегодня составляет 1,4, при этом в городах…
ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Президент США Дональд Трамп подписал указ, официально классифицирующий синтетический наркотик фентанил как…
ЛОНДОН (ИА Реалист). Глава Секретной разведывательной службы Великобритании (MI6) Блейз Метревели в своей первой публичной…