ПАРИЖ (ИА Реалист). Французские избиратели пойдут на выборы, чтобы избрать нового президента или переизбрать действующего центриста Эммануэля Макрона в два воскресных тура 10 и 24 апреля. Телеканал France 24 рассказал, как работает система двух туров и как финансируются кампании.
«Избиратели ходят на избирательные участки два воскресенья с разницей в две недели. Система двух туров, которая определяет президента во Франции, не имеет себе равных в Северной Америке и является редкостью в Западной Европе — за исключением Португалии. Однако это популярный способ выбрать лидера в Центральной и Восточной Европе, а также в Центральной Азии, Южной Америке и по всей Африке. Технически президент Франции мог бы занять свой пост в первом туре голосования, набрав более 50% голосов в то первое воскресенье, но ни одному претенденту на высший пост никогда не удавалось совершить этот подвиг. На практике второй тур голосования определяет победителя между двумя финалистами, набравшими наибольшее количество голосов в первом туре», — сообщает France 24 в своем обзоре.
Конституция требует, чтобы президентские выборы состоялись за 20-35 дней до истечения срока полномочий действующего президента, который в случае с Макроном приходится на 13 мая.
Гражданин Франции может быть лишен права голоса по решению суда. Граждане, отбывающие тюремные сроки, автоматически не лишаются права на участие, хотя заключенные должны пройти специальную процедуру регистрации. В отличие от муниципальных выборов и выборов в Европейский парламент, другие граждане Европейского союза, проживающие во Франции, не имеют права голоса.
Отец-основатель Пятой республики и ее конституции 1958 года генерал Шарль де Голль был известен своим недоверием к политическим партиям. Он стремился обуздать их влияние с помощью системы голосования, которую специально разработал для выборов лидера Франции прямым всеобщим голосованием (начав с себя в 1965 году). Еще в 1940-х годах герой Сопротивления выступал за голосование, которое в конечном счете должно объединить, а не разделить общественность.
До тех пор, пока кандидаты в президенты удовлетворяют определенным условиям, им не обязательно пользоваться поддержкой давно сложившейся политической партии. К примеру, Макрону удалось воспользоваться этим, когда он занял свой пост в 2017 году, никогда не будучи избранным ни на одном уровне. Страну он возглавил с молодой партией «Республика на марше» (LREM), которую сам же и основал.
Финансирование кампании регулируется строгим потолком: в 2022 году кандидат в первом туре может потратить на гонку не более €16 851 млн. Кандидат, набравший достаточно голосов, чтобы получить место во втором туре, может увеличить расходы до €22 509 млн. Кампании должны финансироваться из частных источников, а именно политическими партиями или частными донорами. Коммерческим компаниям не разрешается делать пожертвования, а частные лица не могут жертвовать более €4600 в год. Кредиты также подпадают под ограничения: только политические партии или банки со штаб-квартирами в европейской экономической зоне могут предоставлять кредиты для французской кампании.
Ограничение расходов на кампанию — не формальность. В сентябре прошлого года бывший президент Николя Саркози был приговорен к году тюремного заключения за незаконное превышение лимита финансирования во время своей неудачной попытки переизбрания в 2012 году (это решение он готовится обжаловать).
Кандидаты должны представить свои бухгалтерские книги расходов на предвыборную кампанию в Национальную комиссию по фондам предвыборной кампании и политическому финансированию в течение двух месяцев после выборов. Для кандидатов, набравших не менее 5% голосов, французское государство возмещает расходы на предвыборную кампанию, эквивалентные 47,5% от потолка. Те, кто набрал менее 5%, имеют право только на 4,75% от потолка расходов.