Какой вызов цифровизация бросает школе?

ЕКАТЕРИНБУРГ (ИА Реалист). Школа перестала иметь монополию на знание, раньше она была одним из ключевых институтов присвоения культуры. Цифровая реальность становится конкурентом школы — дети черпают знания оттуда. Таким мнением в рамках авторского цикла Валерия Выжутовича «Другой разговор» поделился Александр Асмолов, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ.

«Школа выдерживает, но по инерции. Сегодня многие дети испытывают серьезные переживания потому, что не могут находиться в школе и вынуждены учиться онлайн. Школа — это не только когнитивная накачка, но и место диалога между детьми и между поколениями. Пожалуй, это ее главная функция. Из-за пандемии произошла депривация коммуникации, и это более болезненно, чем изменение формы передачи знаний», — отметил он.

Профессор подчеркнул, что школа как институт культуры —уникальная коммуникативная площадка, поэтому она держит конкуренцию:

«Но если раньше ключевая линия была «ребенок-взрослый», сверху вниз, то сейчас есть такое понятие, как «продвинутый сверстник». Они не менее важны, чем учителя. И благодаря этому школа держит удар».

По его словам, ключевая трагедия современного общества заключается в том, что взрослые начинают отставать от своих детей.

«Идет большая трансформация, дети утрачивают язык коммуникации со взрослыми. Они живут в другой реальности, в которой они — настоящие цифровые аборигены, а мы — цифровые мигранты», — пояснил он.

Асмолов считает, что образование должно строиться не по принципу подобия, где мы только воспроизводим сказанное, а стать вариативным, смысловым и развивающим.

«Надо сделать так, чтобы дети всегда оставались почемучками, а не исчезали в 4-5 лет. Наша беда заключается в том, что ключевая социокультурная технология школы — ответы без вопросов. Учитель начинает давать знания, но ребенок никого ни о чем не спрашивал. Он приходит в первый класс как на каторгу, садится за парту и пребывает в позе замкнутости десять лет», — полагает профессор.

Эксперт убежден, что ребенка надо мотивировать задавать вопросы: «На мой взгляд, ленинскую фразу про «учиться» в современной школе надо переформулировать на «мотивировать, мотивировать и еще раз мотивировать».

Recent Posts

Разложение западной цивилизации способствует росту исламского фундаментализма

АЛМАТЫ (ИА Реалист). Итоги выборов во Франции или Британии стали не сдвигом вправо или влево,…

1 день ago

Лейбористы одержали победу на выборах в Британии

ЛОНДОН (ИА Реалист). Премьер-министр Великобритании Риши Сунак официально заявил об уходе с поста председателя партии…

1 день ago

В гонке за искусственный интеллект Китай составит конкуренцию с США

ГОНКОНГ (ИА Реалист). Китай может составить здоровую конкуренцию США в гонке за искусственный интеллект (ИИ).…

2 дня ago

Новое правительство ЮАР продолжит поддерживать палестинцев в конфликте с Израилем

ПРЕТОРИЯ (ИА Реалист). В Южной Африке сформирован новый кабинет министров. Как сообщает Сhatham House, новая…

2 дня ago

Россия готова вернуться к стамбульским договоренностям по Украине — Путин

АСТАНА (ИА Реалист). Стамбульские договоренности, заключенные между Россией и Украиной весной 2022 года, никуда не…

2 дня ago

Катар ведет переговоры с Россией о подключении к транспортному коридору Север-Юг

АСТАНА (ИА Реалист). Катар заинтересован в подключении к транспортному коридору Север-Юг. Как сообщает пресс-служба Кремля,…

2 дня ago