Categories: Мнения

Карабах и карабахские армяне в аварских исторических источниках

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Среди аварских исторических источников по указанной теме выделяются письменные. Они являются арабографическими и написаны как на арабском языке, так и на аварском. Существуют также и устные источники по теме – песни и рассказы о прошлом.

Аварцы давно и хорошо знают Карабах. В песне на аварском языке, включенной в школьную программу с довоенных времен, которая сочинена в нач. 80-х годов ХVIII в. женой Ибрахимхалил-хана Карабахского и известна как «Песня Бахтики» (Бахтикал кеч), упоминается Шуши. В этой песне, которая изучается в лакских и даргинских школах, Шуши описывается как город, где много армян, живущих по христианским традициям и разводящих свиней, которые бегают даже рядом с ханским кварталом (это раздражало Бахтику-меседо, жившей раньше в горах Аваристана).

Далее. По рассказам жителей аварского городка по названию Чох, которые были записаны арабскими буквами в нач. ХХ в., в ХIХ веке и ранее, малосостоятельные чохцы ходили в Карабах, где рыли подземные водопроводы (аварск. сигьриж – иранизм), за что получали от армян хорошую плату.

Далее. По рассказам бакинских родственников известного азербайджанского композитора Узаира Гаджибекова, последний был не просто этническим дагестанцем, а сыном аварца из Хунзахской зоны Дагестана и знатной азери-тюрчанки. В семье Узаира все прекрасно знали аварский язык, особенно любил говорить по-аварски, причем не только в Шуши, но и в Баку, его брат Джейхун; на его эпитафии написано: «Джейхун Дагестани».

Хотя аварцы, по всей видимости, составляли более чем значительную часть населения Второго Албанского царства IХ-ХII вв., известного также как Эрети или Шекинское царство Багратидов (переселившихся сюда из южноармянской области Тарон), память о последних той эпохи в аварских исторических источниках пока обнаружить не удается. Это при том, что во второй половине ХIV века в верховьях реки Самур, на древней этнической границе между аварцами и одним из лезгиноязычных этносов стояла церковь, в которой верховодил некий Аракел, пользовавшийся общественно-политическим авторитетом среди мусульманской знати тех мест. Данный факт зафиксирован в арабографическом источнике, написанном на рубеже ХVII-ХVIII вв.

Как известно, в предгорной зоне Главного Кавказского хребта, по линии Шеки – Кабала, на рубеже ХVII-ХVIII вв. проживало много армян, считавшихся тогда «карабахцами». Одно из их поселений, находившееся вблизи Мингечаура и называвшееся Пысынджак, зафиксировано в аварской летописи на арабском языке, причем как армянское, но входившее в состав Грузии.

Армянский народ в Казахе (Гъазах), то есть рядом с Карабахом, упоминается в эпоху Надир-шаха (под 1739/1740 годом) в аварской летописи на арабском языке. Согласно этой летописи, аварское войско, продвигавшееся к Тифлису, ограбило было этих армян, но последних защитил известный иранский полководец Мухаммадали-хан.

Далее армян упоминает аварская летопись, написанная по-арабски уже под 1751 годом. В ней говорится, что в пределах гянджинско-карабахского пограничья стояли армянские селения, на которые напала ханская коалиция, состоявшая из Шахверди-хана Гянджинского, Панах-хана Джеваншира и Хаджи-челеби Шекинского.

Аварская летопись на арабском языке сообщает далее, что из Азербайджана, из района Урмия, пришло в Карабах, в 1760 году, войско Фатаали-хана Афшара, которое вступило в сражение с Панах-ханом Карабахским. После того как Фатаали-хан, полководец из школы Надир-шаха, одержал победу, он «взял в свои руки» такие земли, подвластные ранее Панаху, как «Джеваншир и пять армянских селений», а также «сагнаг», то есть большое укрепление, которое можно, наверно, отождествить с Шуши. Кстати, летопись, рассказывая о событиях 1752 г. и упоминая о территориях, подвластных Панах-хану, разделяет «Джеваншир и Карабах», то есть тюркоязычную зону ханства и армяноязычную, которая, таким образом, и обозначалась в сер. ХVIII в. термином «Карабах».

Итак, обилие армянских (Есайи Гасан-Джалалянц, Абраам Кретаци, Симеон Ереванци, Саргис Джалалянц и др.), персочзычных, русских источников ХVIII-ХIХ вв. (таких как «История Карабага» Мирза Джамала Джеваншира Карабагского, или же «Описание Карабагской провинции, составленное в 1823 году действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым 2-ым» и т.д.) об армянах Карабаха дополняется еще и аварскими источниками.

Таким образом, активно популяризируемая в последнее время «концепция» о поселении армян на Южном Кавказе и, конкретно, в Карабахе лишь в начале ХIХ века, в эпоху Ивана Паскевича и Александра Грибоедова, ввиду отсутствия авторитетных аргументов должна быть отвергнута.

Тимур Айтберов — доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук

Recent Posts

Саркис Цатурян запустил общеармянское движение «Ашхаражохов»

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Армянский политик Саркис Цатурян объявил о запуске общеармянского движения «Ашхаражохов». «Последние два…

11 часов ago

Разложение западной цивилизации способствует росту исламского фундаментализма

АЛМАТЫ (ИА Реалист). Итоги выборов во Франции или Британии стали не сдвигом вправо или влево,…

2 дня ago

Лейбористы одержали победу на выборах в Британии

ЛОНДОН (ИА Реалист). Премьер-министр Великобритании Риши Сунак официально заявил об уходе с поста председателя партии…

2 дня ago

В гонке за искусственный интеллект Китай составит конкуренцию с США

ГОНКОНГ (ИА Реалист). Китай может составить здоровую конкуренцию США в гонке за искусственный интеллект (ИИ).…

2 дня ago

Новое правительство ЮАР продолжит поддерживать палестинцев в конфликте с Израилем

ПРЕТОРИЯ (ИА Реалист). В Южной Африке сформирован новый кабинет министров. Как сообщает Сhatham House, новая…

2 дня ago

Россия готова вернуться к стамбульским договоренностям по Украине — Путин

АСТАНА (ИА Реалист). Стамбульские договоренности, заключенные между Россией и Украиной весной 2022 года, никуда не…

3 дня ago