ТЕГЕРАН (ИА Реалист). Мирные переговоры между Арменией и Азербайджаном идут по нескольким направлениям. Однако вопреки ожиданиям, переговорные механизмы не только не поспособствовали воцарению мира на спорной территории, но и в некоторой степени стали причиной возникновения многочисленных конфликтов с целью получения определенных политических выгод враждующими сторонами.
Один из механизмов разрешения конфликта был предложен Россией, но по причине наличия ряда противоречий между тремя странами-участницами, переговоры по мирному урегулированию продвигаются медленно и далеки от стадии завершения, в то время как сценарий мирных переговоров, предложенный США и странами Европы, имеет больший успех, который во многом обусловлен симпатиями влиятельных кругов Армении и Азербайджана к Западу и желанием предоставить НАТО широкий спектр полномочий в Кавказском регионе. Тем не менее ход этих переговоров и даже их завершение не означают среднесрочного и долгосрочного мира, поскольку, несмотря на видимые успехи в их продвижении, решения, предлагаемые закулисными державами, противоречат национальным интересам Армении в долгосрочной перспективе.
В заключительном заявлении последнего раунда переговоров, состоявшегося по инициативе Совета Европы, были обозначены важные моменты, которые, хотя и могут привести Армению к краткосрочному миру с Азербайджаном, вызывают ряд логических вопросов: какова будет плата за достигнутый мир, и принесет ли этот мир в конечном счете пользу армянскому народу или же напротив он нанесет значимый урон?
Одним из результатов этих переговоров является финансирование строительства железнодорожной линии, которая соединит Нахиджеван с Азербайджаном. Другими словами, введение в эксплуатацию этой железнодорожной линии означает прокладку так называемого Зангезурского коридора, и, по мнению некоторых экспертов, реализация этого проекта в рамках продвигаемой Азербайджаном и Турцией пантюркистской доктрины может в конечном итоге привести к изоляции и разрушению Армении.
Причина, по которой Баку и Анкара приветствуют эту европейскую инициативу, заключается именно в том, что существование железнодорожной линии, финансирование которой возлагается на Европейский союз, создаст для армянского народа множество ограничений, и в случае успешной реализации Азербайджан и Турция расширят свое влияние в регионе.
Еще один пункт соглашения гласит о возможности использования маршрута Акна (аз. Агдам)-Аскеран в блокадный Арцах. Как известно, уже более 9 месяцев 120 тысяч жителей Арцаха находятся в блокаде и испытывают проблемы со снабжением водой, продуктами питания и предметами первой необходимости. Газоснабжение и электричество, а также все необходимые грузы поступали из Армении через трассу Степанакерт-Горис, которая в настоящее время заблокирована Азербайджаном. В последние 2 месяца в Арцах никакой гуманитарной помощи не поступает, уже зафиксированы смерти от недоедания.
Предлагая маршрут доставки гуманитарной помощи через Акна-Аскеран, бакинский режим намерен увеличивать давление на армян Арцаха с целью вынудить их покинуть данный регион. Президент Азербайджана не скрывает своих намерений заставить армян покинуть Арцах или же принять азербайджанское гражданство, что по итогу может обернуться очередной человеческой катастрофой.
В Арцахе проживает сто двадцать тысяч человек, для которых режим Ильхама Алиева фактически создал условия, сравнимые с исправительно-трудовым лагерем. Тридцать тысячи детей находятся под угрозой гибели из-за последовательного давления Азербайджана на армян и приостановки поставок гуманитарной помощи в Арцах через трассу Степанакерт-Горис, которая связывает ее с Арменией.
Для Ирана, который имеет 140-километровую границу с этим регионом, конфликт на Кавказе является весьма немаловажным и щекотливым моментом. Пока этот регион находился под контролем правительства Армении, Иран не испытывал никаких опасений или угроз национальной безопасности, но со временем, когда правительство Азербайджана расширило зону своего влияния, Иран все больше и больше стал беспокоить вопрос безопасности: в случае дальнейшего расширения азербайджанского влияния угроза безопасности Ирана в разы увеличится и Турция на правах члена альянса поспешит расширить свое присутствие на Кавказе, а главный враг Исламской Республики Иран – Израиль – также не преминет возможностью подобраться поближе, чтобы строить свои козни и плести политические интриги.
Интересы Турции и части Запада в регионе совпадают. Анкара и ее подельники хотят разрушить безопасность Ирана различными способами: сюда относятся и создание «Зангезурского коридора», и мобилизация азербайджанских сепаратистских групп, и развертывание такфиристских группировок (как это произошло в Сирии). Кстати, закрытие трассы Степанакерт-Горис серьезно ударило по интересам Армении и создало внешнюю угрозу для Ирана. Южный Кавказ дестабилизирован, а вовлеченность НАТО в дела региона препятствует полноценному урегулированию разногласий.
Поэтому можно сделать вывод, что политика азербайджанского правительства заключается не только в этнической чистке армян Арцаха, но и в геополитическом изменении региона, в результате которого может быть нарушен баланс сил на Кавказе.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган некоторое время назад заявил, что только Иран препятствует открытию «Зангезурского коридора», и именно позиция Ирана больше всего беспокоит Турцию и Азербайджан. Из слов главы Турции следует сделать вывод, что решительная позиция Ирана стала большим препятствием для амбиций Эрдогана и Алиева, и если бы не противодействие со стороны Ирана, то Турция и Азербайджан при поддержке НАТО смогли бы уничтожить единственную общую границу Ирана и Армении.
Роль Ирана в арцахском кризисе очень важна. Армения и Иран должны расширять свои отношения в области обороны и безопасности. В противном случае слабая позиция двух стран по вопросу создания «Зангезурского коридора» ослабит влияние армянского правительства над югом страны и фактически вызовет ее распад.
Без Сюникской области Армения теряет доступ к свободным водам и свою географическую ценность. Выходом из этого кризиса является не вхождение НАТО в регион, не последовательные бесплодные переговоры, которые не ведут к долгосрочному миру, а вступление Ирана (который занял в настоящий момент наблюдательную позицию) на политическую арену в качестве одного из ключевых игроков в регионе.
Иран уже не раз демонстрировал свою мощь и серьезную роль в достижении мира и стабильности на Ближнем Востоке, вмешиваясь в гораздо более серьезные кризисы, такие как кризисы в Сирии, Йемене, Ливане и Ираке.
Одним из крупнейших ближневосточных кризисов в мире стал вопрос Йемена, где Иран, используя свои рычаги давления на Саудовскую Аравию, смог не только остановить войну в Йемене, но и вынудить правительство Саудовской Аравии пойти на широкие уступки для достижения мира с Йеменом. Эти договоренности были достигнуты, несмотря на тот факт, что Иран не имеет сухопутных границ ни с одной из вышеупомянутых стран, но важное геополитическое положение Тегерана в регионе позволило ему сыграть ключевую роль в прекращении войны.
Все мы знаем, что культурно-историческая связь между Ираном и Арменией в регионе является беспрецедентной и насчитывает тысячи лет, однако политики двух стран не использовали эту прекрасную возможность для продвижения общих целей и интересов. У Армении и Ирана очень тесные взаимоотношения в Кавказском регионе и, как было сказано ранее, усиление влияния Азербайджана на Кавказе может привести к разрушению исторической общей границы между Ираном и Арменией, что может повлечь за собой цепочку более печальных событий: нарушение суверенитета Армении, геноцид армян в Арцахе и угроза национальной безопасности Ирана с Кавказа.
Это самые ключевые моменты, о которых общество в Иране и Армении должно быть в полной мере осведомлено. Отсутствие информации о важности тесных взаимоотношений может иметь серьезные последствия для обеих стран. Сейчас многие иранцы, включая элиту, не осознают стратегической важности наличия общей границы с Арменией, и многие армянские элиты также не осознают потенциал Ирана в разрешении кризиса.
К сожалению, многие иранские СМИ стали освещать кавказский кризис и проявлять обеспокоенность только в период, когда разразилась война между Арменией и Азербайджаном и правительство Алиева ополчилось против Ирана. Армянские элиты и СМИ редко рассматривают Иран в качестве посредника для разрешения кризиса и полагают, что решение проблемы можно найти только в Брюсселе, Вашингтоне и Москве, а не в Тегеране!
Иран и Армения при стратегическом сотрудничестве друг с другом должны прийти к простому выводу, что только с помощью друг друга они могут обезопасить свою общую границу.
Иранцы и армяне должны знать, что враги обеих стран ждут возможности воспользоваться беспечностью элит и нанести удар по безопасности и суверенитету обеих стран. Если элиты Армении и Ирана сегодня не начнут противостоять зловещим планам врагов обеих стран, то в дальнейшем им с горечью придется извлекать уроки из своих ошибок.
Эрфан Ладжеварди — иранский политолог, магистр кафедры теории и истории международных отношений РУДН, специально для ИА Реалист