Преподобный чудотворец Александр Свирский и Владимир Ленин
МОСКВА (ИА Реалист). Россия стоит перед выбором, который невозможно решить законами и указами — только совестью и верой. Этот выбор касается не только прошлого, но и того, какой путь мы хотим продолжить. На одной чаше весов истории — монастырь преподобного Александра Свирского, место явления Пресвятой Троицы, через которое Господь благословил русскую землю. На другой — мавзолей Владимира Ленина, в котором до сих пор лежит тело человека, отказавшегося от Бога и начавшего войну с Церковью.
Эти два пространства — два взгляда на человека, на жизнь и смерть. Преподобный Александр Свирский зовет к покаянию, твердой вере и верности Богу. Лидер Октябрьской революции Владимир Ленин тянет страну к трагическому прошлому без Бога, без памяти и без жизни. Один говорит о Боге, другой — о человеке, возведенном в абсолют. И вопрос, что поставим мы в центр, — это не спор о прошлом, а выбор будущего.
«Людям известно все, что только может быть известно о Боге, ведь Он сам это им открыл. А что невидимо — как Его вечная сила и божественность, — то от создания мира открывается человеку в размышлении о сотворенном Богом мире. Так что нет у людей оправдания: познав Бога, они не воздали Ему как Богу славу и благодарность, но предались пустым рассуждениям, их неразумные сердца погрузились во мрак. Называя себя мудрецами, они поглупели, славу нетленного Бога променяли на идолов в виде тленных людей, птиц, зверей и пресмыкающихся»
—Послание к Римлянам 1:19-23
Чтобы понять, почему этот выбор имеет судьбоносное значение, нужно вернуться туда, где связь между верой, народом и будущим была целенаправленно прервана.
Преподобный Александр Свирский, в миру Амос, родился в 1448 году в семье благочестивых крестьян в деревне Мандеры на Олонецкой земле. Его имя связывает его с ветхозаветным пророком Амосом — мужем молитвы, строгой правды и богобоязненной прямоты. Пророк Амос жил в VIII веке до Рождества Христова, в эпоху внешнего процветания Израиля, но внутреннего нравственного разложения. Он обличал роскошь, неправду, духовную гордыню и отступление от заповедей. В его проповеди звучал призыв к покаянию, справедливости и правде Божией — и именно этим духом была пронизана жизнь будущего преподобного. Их объединяет не только имя, но и внутреннее устроение: стремление к Богу, отвращение к лжи, любовь к тишине и святости.
С детства преподобный Александр Свирский стремился к уединению и молитве, избегал игр, мирской суеты, любил тишину и пост. В юности он ушел на Валаам, где принял монашеский постриг, а затем — удалился в непроходимые леса близ реки Свирь, чтобы жить в полном безмолвии и подвижничестве. Его образ — это образ человека, отвергшего все ради Христа, ушедшего в глушь, чтобы стать ближе к Творцу. Именно так Господь приготовил его к великому чуду.
В 1508 году преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. Это событие — исключительное не только для Русской Церкви, но и для всей человеческой истории: в библейском предании лишь праведный Авраам у Мамврийского дуба удостоился подобного — когда перед ним предстали три Странника, как образ Единого Бога в Трёх Лицах.
Явление Троицы Александру — знак избранности и откровения, данные всему народу России через инока, рожденного в крестьянской семье вепсов. По библейскому закону, старший получает благословение через младшего, сильный — через того, кто презренен в глазах мира.
«Меньший брат твой будет больше тебя… и от него произойдёт множество народов»
— Бытие 48:19
Обитель, основанная на этом месте, стала видимым свидетельством того, что Господь благословил эту землю Своим присутствием. Одним из величайших плодов его молитвенного подвига стали два храма. Первый храм — деревянную церковь Живоначальной Троицы — святой Александр Свирский построил своими руками. В 1791 году на ее месте был возведен каменный Собор Живоначальной Троицы, сохранивший в своих стенах память о явлении Пресвятой Троицы и о подвижническом труде преподобного.
Второй — Преображенский собор, построенный в середине XVII века. Во время его строительства в 1641 году были обретены нетленные мощи святого — как живое свидетельство его святости и непрерывной связи обители с Небом. Эти два храма воплощают две стороны пути: славу Божию и кротость человеческую.
Но в октябре 1918 года началось разрушение этой благословенной памяти. И началось не где-нибудь, а именно здесь: первым ударом советской власти стало вскрытие раки с мощами преподобного Александра Свирского. Большевики понимали: если можно обесценить святого, через которого было явлено Присутствие, можно поколебать саму основу духовного сознания народа.
На глазах у народа святыню объявили подделкой. Началась кампания, в которой правда Божия должна была быть заменена ложью человеческой. Настоятель обители, архимандрит Евгений (Трофимов), был расстрелян в Олонце. Монастырские здания заняли светские учреждения: тюрьма, детский дом, психиатрическая больница. Всё, что веками собиралось здесь молитвой и верой, было развеяно. Святыни разграбили. Земля, где являлась Троица, покрылась равнодушием и страхом. Но память не умерла. Она ушла глубже — туда, где власть человека не может достать.
Кампания против мощей, запущенная с этой обители, стала прологом к всесоюзной антирелигиозной войне. На смену духовной высоте пришёл культ человеческого тела. В 1924 году тело Ленина поместили в мавзолей на Красной площади, став символом новой эпохи. С тех пор площадь, ранее служившая местом молитвы и духовных собраний, превратилась в арену для военных парадов и демонстраций государственной мощи. Это была подмена смысла — живого Бога на мертвого вождя.
На северной земле — монастырь, где молятся, каются, служат. В сердце столицы — мавзолей, где молчат. В одном месте — нетленные мощи преподобного, к которым идут за исцелением. В другом — забальзамированное тело человека, отказавшегося от Бога и начавшего войну с Церковью. Один символ несет жизнь. Другой — олицетворяет смерть.
Александро-Свирский монастырь был разрушен, но постепенно восстанавливается. В 1998 году мощи святого были возвращены и вновь явлены народу — нетленные, чудотворные, как знамение Божией верности. Важно помнить: эти мощи — не культ личности, а свидетельство живого присутствия Бога. Через почитание преподобного мы призваны не превозносить человека, а славить Творца, Который в нём просиял.
Когда монастырь был закрыт, святыня не исчезла. В условиях гонений мощи преподобного были чудом сохранены в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Заведующий кафедрой Владимир Танков, происходивший из дворянского рода со священническими корнями, сыграл решающую роль в сохранении мощей преподобного Александра Свирского. Он не афишировал своих убеждений, но понимал, что оберегает не музейный объект, а святыню.
В условиях антирелигиозной политики и постоянных проверок он не оформил мощи как музейный экспонат, не включил их в каталог, не присвоил им номер. Фактически — спрятал. Именно благодаря его осторожности и внутреннему благоговению святыня уцелела. Мощи не были уничтожены. Они ждали своего часа — и были возвращены в обитель спустя десятилетия.
Нам не известно, был ли Танков воцерковлённым человеком. Но его поступок — это выбор в пользу святого, совершённый в эпоху, когда за такое могли лишить не только звания, но и свободы. А может быть, и жизни.
Сегодня Александро-Свирская обитель — это не просто монастырь. Это место, где продолжает изливаться Божья благодать на землю Русскую. Здесь была явлена Троица. И потому молитва здесь звучит иначе. Не из уст, а словно из самой земли — как дыхание, которое не прерывалось ни в годы гонений, ни в годы забвения.
Монастырь как зеркало народной судьбы
Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь всегда оставался не только духовным, но и государственным центром. Его история — это зеркало судьбы России. Не случайно обитель поддерживали государи разных эпох — от Ивана Грозного до Александра II. Имена царей, внесших вклад в её развитие, выстраиваются в хронологическую цепь духовной преемственности:
Эти правители не просто покровительствовали монастырю — они понимали, откуда приходит сила. Иван Грозный, почитавший преподобного, стал первым царем и положил начало централизованной державе. Михаил Фёдорович, начавший династию Романовых, вручил монастырю раку — и получил благословение на возрождение после Смуты. Пётр I, хотя и ломал традиции, не отверг Александро-Свирскую обитель: он возлагал на нее стратегические задачи, размещал опорные пункты на севере, и при нём Россия стала империей. Екатерина Великая, передавшая значительные средства монастырю, расширила границы страны до исторического предела. Александр II, повелевший украсить раку серебром, провёл ключевые реформы, отменил крепостное право — и укрепил государство духовно и политически.
Это не просто совпадения. Там, где государь чтил святого, где признавал присутствие живого Бога — приходило процветание и рост. Господь благословлял царей, через которых укреплялась Россия.
Покой Ленина и пробуждение народа
Центр Москвы по-прежнему занимает мавзолей. Его сохраняют как часть истории. Но эта история требует завершения. Пора народу и новым лидерам России сделать выбор, затягивание с которым продолжит тяжким бременем сказываться на судьбе целой страны и препятствовать ее подлинному возрождению.
Захоронение тела Владимира Ленина и других лидеров советской эпохи в отдельном Мемориальном центре памяти СССР — не акт забвения, не жест разрушения, а знак духовного взросления. Такой центр пока не создан — но его необходимо создать. Это должно быть место исследования, диалога и осмысления, но вне сакрального пространства столицы.
Красная площадь — это сердце нации, где не должно вечно храниться тело человека, отказавшегося от Бога, но так и не преданного земле. Православная Церковь официально не отлучала Ленина, а значит, его захоронение должно быть совершено по христианскому чину. Это не компромисс. Это порядок. Это покой, которого требует не идеология, а истина.
«Сделает тебя Господь главою, а не хвостом… если будешь повиноваться заповедям Господа…»
— Второзаконие 28:13
Россия не может вечно стоять между двумя алтарями. Один зовёт к жизни. Другой — к смерти. Один — свидетельствует о милости Божией. Другой — о том, как далеко может зайти человек без Бога. Один дышит молитвой. Другой — молчит за гранитом.
Свирская обитель — не памятник, а дыхание веры. Через неё Господь напомнил: Он ещё здесь. Мы ещё можем выбрать. Почитание преподобного Александра Свирского — это не возвеличивание прошлого, а признание источника жизни. Мы славим не человека, а Творца, Который вновь стучится в сердце русского народа.
Выбор прост. Вернуться к Богу — или навсегда остаться в тени мавзолея. Пора возвеличить Творца. Через покаяние. Через память. Через святого Александра Свирского. Через живое дело.
Кирилл Джавлах — историк, исполнительный директор ИА Реалист
МОСКВА (ИА Реалист). Правительство России дополнительно выделило более ₽60,5 млрд на поддержку программы льготного кредитования…
ТОКИО (ИА Реалист). Экспорт зеленого чая из Японии за первые десять месяцев текущего года достиг…
ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Генеральный директор YouTube Нил Мохан сообщил, что ограничивает использование соцсетей и онлайн-платформ…
МИНСК (ИА Реалист). Президент Беларуси Александр Лукашенко в рамках достигнутых договоренностей с президентом США Дональдом…
ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Корпорация Microsoft получила право самостоятельно развивать продвинутые системы искусственного интеллекта после изменения…
ИСЛАМАБАД (ИА Реалист). Военный суд Пакистана приговорил бывшего руководителя Межведомственной разведки (ISI) генерал-лейтенанта Фаиза Хамида…