Тучи, навеваемые Фанаром, сгущаются – несмотря на многократные “успокоительные” заявления, которые мы за последние недели много раз слышали то из Москвы, то из Киева, то из Стамбула. На прошедшем 1-3 сентября синаксе – архиерейском соборе Константинопольского Патриархата, – если верить публикациям церковных сайтов, прозвучали заявления о том, что Фанар якобы никогда не признавал передачу Киевской митрополии в ведение Патриархата Московского. Из этого якобы логически вытекает “право” Константинополя принимать некие решения о церковном будущем Украины. Более того, Патриарх Варфоломей I – опять же если верить тексту речи, опубликованному подчиненной ему американо-украинской епархиальной структурой, – уже именует себя “президентом сообщества Православия”.
Самый официальный источник – сайт Фанара – приводит еще более удивительные формулировки. Патриарх Варфоломей утверждает: “Вселенский Патриархат несет ответственность за установление церковного и канонического порядка, поскольку только он имеет каноническую привилегию <…> для выполнения этой высшей и исключительной обязанности. <…> Если Вселенский Патриархат откажется от своей ответственности и уйдет с межправославной сцены, то Поместные Церкви будут действовать “как овцы без пастыря”. <…> Некоторые люди ложно полагают, будто могут любить Православную церковь, а не Вселенский Патриархат, забывая, что он воплощает подлинный этос Православия”.
Концепция “православного папизма”, к которой давно подбираются на Фанаре, получает все более ясное выражение. Как будто среди Предстоятелей есть лишь один пастырь, а остальные – овцы. Можно с высокой степенью уверенности предположить, что столь откровенное провозглашение этой концепции совершается, дабы обосновать дальнейшую “автокефализацию” Украины и Македонии (причем в последнем случае не будет употребляться топоним, вызывающий раздражение у греков – об этом сообщило агентство “Ромфеа”).
Дальше – больше. 7 сентября Фанар назначил своими “экзархами” на Украине епископов Памфильского Даниила и Эдмонтонского Илариона. Да, это решение – еще не автокефалия и даже не создание параллельных кафедр. Это назначение представителей. Но именно данные представители, судя по всему, будут проводить и возглавлять “объединительный собор”, на котором будет избрано новое “церковное” руководство и вообще определены параметры “единой поместной церкви”.
Оба “экзарха” – выходцы с Западной Украины, в 90-е годы уехавшие на Запад (Иларион, между прочим, успел поучиться в Киевской духовной семинарии – это к вопросу о направленности обучения). Оба – наследники неканонической раскольнической структуры, принятой Фанаром в свой состав через спорные и поспешные решения. Именно эти два человека отличаются максимально жестким подходом к “автокефализации”.
В целом принятое решение – это не объявление войны, а уже “военное действие”. Беззаконное вторжение. Открыта дорога если не прямо к “автокефалии”, то к “собору” в Киеве, на котором объявят об отделении православной Украины от Москвы. Дальше начнется давление в пользу перехода в “единую поместную”, будет происходить отъем храмов – сначала “добровольно-принудительный”, через решения местных сходов, потом силовой.
Рискну, впрочем, повторить предположения, которые не раз озвучивал за последние месяцы. Фанар вовсе не стремится выписать томос об автокефалии как можно скорее – по крайней мере в украинском случае. “Вселенскому Патриархату” обычно больше нравится как можно дольше распоряжаться ситуацией самому. Нравится быть точкой, куда устремлены прошения и апелляции, туманные ответы на которые напряженно интерпретируют Церкви, правительства, эксперты, СМИ. Если решение будет определенным – про Патриархат “невидимой империи” все опять забудут, причем надолго. К тому же есть еще одна причина потянуть время: на Фанаре явно не хотят видеть в качестве главы чаемой Петром Порошенко “единой поместной церкви” так называемого киевского патриарха Филарета (Денисенко). И дело не только в том, что он предан анафеме – по просачивающимся сведениям, Константинополь уже зарезервировал за собой право отменять любые “чужие” решения на территориях, которые считает “своими”. Филарет психологически и административно сильнее всех фанарских иерархов вместе взятых. Им гораздо удобнее провести на “свою” киевскую кафедру кого-то из собственных кадров украинской национальности – скорее всего, либо Илариона, либо Даниила. Иди другого комфортного в обращении интеллигента-модерниста. Вообще власть в “единой поместной” наверняка возьмут обновленцы и русофобы – и нашему народ это надо ясно понимать.
К тому же коробка скоростей не полностью контролируется Фанаром. На него наверняка давят не только Филарет с Порошенко, но и гораздо более могущественные силы – госдеп США, некоторые дипломаты ЕС, греческая и негреческая части мировых элит, от чьих средств зависит Патриархат, паства которого находится главным образом в диаспоре. Жесткая позиция элитариев может заставить действовать быстро – даже вопреки частным интересам действующих иерархов и их желанию вечно быть “владычицей морскою”.
Как бы то ни было, последние заявления фанариотов показывают: они бросили Русской Церкви беспрецедентный вызов. Тот факт, что Константинополь веками признавал нашу Церковь на Украине каноничной, молился с нею, чествовал ее, называл Московского Патриарха первоиерархом “Великой и Малой Руси” – теперь отброшен в сторону. И значит, нашей Церкви надо решительно преодолевать инерцию компромиссов, стремления сохранить общение любой ценой, церемониальных улыбок и объятий, не препятствующих наглому обману.
Фанар нынче сам дает поводы для пересмотра отношения к себе. Усиливаются “экуменические” тенденции в его деятельности. Вовсю практикуются неканонические молитвы с “инославными”. Царствует теологический модернизм – например, утрированная забота о природе и о “мире во всем мире”, чуждая евангельскому и святоотеческому духу. Наконец, совсем недавно подверглись “официальному” пересмотру древние каноны, исключающие второбрачие духовенства – при том, что лица, изменяющие канонические правила, подлежат анафеме. Настает, наконец, время ставить вопрос: а православен ли вообще нынешний Фанар? И может ли у него быть какая-либо “каноническая” власть?
Сегодня нужно сказать предельно прямо: речь идет не только и даже не столько о храмовых зданиях, канонических территориях, юрисдикциях и прочих малопонятных обычному человеку хитросплетениях, особенно если они касаются материально-имущественных, “шкурных” вопросов. Речь идет о чистоте веры. Коль она будет утрачена, молиться и причащаться в храмах станет нельзя. Даже если придется уходить в катакомбы и идти на исповедничество.
Протоиерей Всеволод Чаплин, специально для ИА “Реалист”