Тучи, навеваемые Фанаром, сгущаются – несмотря на многократные «успокоительные» заявления, которые мы за последние недели много раз слышали то из Москвы, то из Киева, то из Стамбула. На прошедшем 1-3 сентября синаксе – архиерейском соборе Константинопольского Патриархата, – если верить публикациям церковных сайтов, прозвучали заявления о том, что Фанар якобы никогда не признавал передачу Киевской митрополии в ведение Патриархата Московского. Из этого якобы логически вытекает «право» Константинополя принимать некие решения о церковном будущем Украины. Более того, Патриарх Варфоломей I – опять же если верить тексту речи, опубликованному подчиненной ему американо-украинской епархиальной структурой, – уже именует себя «президентом сообщества Православия».
Самый официальный источник – сайт Фанара – приводит еще более удивительные формулировки. Патриарх Варфоломей утверждает: «Вселенский Патриархат несет ответственность за установление церковного и канонического порядка, поскольку только он имеет каноническую привилегию <…> для выполнения этой высшей и исключительной обязанности. <…> Если Вселенский Патриархат откажется от своей ответственности и уйдет с межправославной сцены, то Поместные Церкви будут действовать «как овцы без пастыря». <…> Некоторые люди ложно полагают, будто могут любить Православную церковь, а не Вселенский Патриархат, забывая, что он воплощает подлинный этос Православия».
Концепция «православного папизма», к которой давно подбираются на Фанаре, получает все более ясное выражение. Как будто среди Предстоятелей есть лишь один пастырь, а остальные – овцы. Можно с высокой степенью уверенности предположить, что столь откровенное провозглашение этой концепции совершается, дабы обосновать дальнейшую «автокефализацию» Украины и Македонии (причем в последнем случае не будет употребляться топоним, вызывающий раздражение у греков – об этом сообщило агентство «Ромфеа»).
Дальше – больше. 7 сентября Фанар назначил своими «экзархами» на Украине епископов Памфильского Даниила и Эдмонтонского Илариона. Да, это решение — еще не автокефалия и даже не создание параллельных кафедр. Это назначение представителей. Но именно данные представители, судя по всему, будут проводить и возглавлять «объединительный собор», на котором будет избрано новое «церковное» руководство и вообще определены параметры «единой поместной церкви».
Оба «экзарха» — выходцы с Западной Украины, в 90-е годы уехавшие на Запад (Иларион, между прочим, успел поучиться в Киевской духовной семинарии — это к вопросу о направленности обучения). Оба — наследники неканонической раскольнической структуры, принятой Фанаром в свой состав через спорные и поспешные решения. Именно эти два человека отличаются максимально жестким подходом к «автокефализации».
В целом принятое решение — это не объявление войны, а уже «военное действие». Беззаконное вторжение. Открыта дорога если не прямо к «автокефалии», то к «собору» в Киеве, на котором объявят об отделении православной Украины от Москвы. Дальше начнется давление в пользу перехода в «единую поместную», будет происходить отъем храмов – сначала «добровольно-принудительный», через решения местных сходов, потом силовой.
Рискну, впрочем, повторить предположения, которые не раз озвучивал за последние месяцы. Фанар вовсе не стремится выписать томос об автокефалии как можно скорее – по крайней мере в украинском случае. «Вселенскому Патриархату» обычно больше нравится как можно дольше распоряжаться ситуацией самому. Нравится быть точкой, куда устремлены прошения и апелляции, туманные ответы на которые напряженно интерпретируют Церкви, правительства, эксперты, СМИ. Если решение будет определенным – про Патриархат «невидимой империи» все опять забудут, причем надолго. К тому же есть еще одна причина потянуть время: на Фанаре явно не хотят видеть в качестве главы чаемой Петром Порошенко «единой поместной церкви» так называемого киевского патриарха Филарета (Денисенко). И дело не только в том, что он предан анафеме – по просачивающимся сведениям, Константинополь уже зарезервировал за собой право отменять любые «чужие» решения на территориях, которые считает «своими». Филарет психологически и административно сильнее всех фанарских иерархов вместе взятых. Им гораздо удобнее провести на «свою» киевскую кафедру кого-то из собственных кадров украинской национальности — скорее всего, либо Илариона, либо Даниила. Иди другого комфортного в обращении интеллигента-модерниста. Вообще власть в «единой поместной» наверняка возьмут обновленцы и русофобы – и нашему народ это надо ясно понимать.
К тому же коробка скоростей не полностью контролируется Фанаром. На него наверняка давят не только Филарет с Порошенко, но и гораздо более могущественные силы – госдеп США, некоторые дипломаты ЕС, греческая и негреческая части мировых элит, от чьих средств зависит Патриархат, паства которого находится главным образом в диаспоре. Жесткая позиция элитариев может заставить действовать быстро – даже вопреки частным интересам действующих иерархов и их желанию вечно быть «владычицей морскою».
Как бы то ни было, последние заявления фанариотов показывают: они бросили Русской Церкви беспрецедентный вызов. Тот факт, что Константинополь веками признавал нашу Церковь на Украине каноничной, молился с нею, чествовал ее, называл Московского Патриарха первоиерархом «Великой и Малой Руси» – теперь отброшен в сторону. И значит, нашей Церкви надо решительно преодолевать инерцию компромиссов, стремления сохранить общение любой ценой, церемониальных улыбок и объятий, не препятствующих наглому обману.
Фанар нынче сам дает поводы для пересмотра отношения к себе. Усиливаются «экуменические» тенденции в его деятельности. Вовсю практикуются неканонические молитвы с «инославными». Царствует теологический модернизм – например, утрированная забота о природе и о «мире во всем мире», чуждая евангельскому и святоотеческому духу. Наконец, совсем недавно подверглись «официальному» пересмотру древние каноны, исключающие второбрачие духовенства – при том, что лица, изменяющие канонические правила, подлежат анафеме. Настает, наконец, время ставить вопрос: а православен ли вообще нынешний Фанар? И может ли у него быть какая-либо «каноническая» власть?
Сегодня нужно сказать предельно прямо: речь идет не только и даже не столько о храмовых зданиях, канонических территориях, юрисдикциях и прочих малопонятных обычному человеку хитросплетениях, особенно если они касаются материально-имущественных, «шкурных» вопросов. Речь идет о чистоте веры. Коль она будет утрачена, молиться и причащаться в храмах станет нельзя. Даже если придется уходить в катакомбы и идти на исповедничество.
Протоиерей Всеволод Чаплин, специально для ИА «Реалист»