Обсуждают закон о фейках. Хотят их запрещать, не понимая, что запретить их нельзя, так же как нельзя запретить реальность, частью которой фейки стали. Как создается фейк? Реальным людям присваивают несвойственные им поступки или статусы, или придумывают несуществующие события. Нам объясняют, что то, чего не было, есть ложь, (в современной терминологии “фейк”) а, следовательно, это плохо, так как создает искаженную картину у читателя/слушателя/зрителя.
При этом не учитывается, что сегодняшняя природа лжи/фейков принципиально отличается от того, что было всегда. Задача традиционной лжи – скрыть истину, задача современного фейка – заместить реальность. Если раньше ложь существовала в форме группового или индивидуального высказывания, то сегодня фейки организуют политической дискурс как таковой и являются его неотъемлемой частью. Именно фейк становится рамкой, внутри которой развивается политический дискурс. Именно благодаря фейку можно отличить реальность от иллюзии. Сегодня речь идет не о сокрытии или искажении отдельных фактов, а о намеренном и систематическом замещении реальности фейками. Поэтому последних все больше. То есть не фейк существует как частный момент внутри политической и социальной реальности, а эта реальность реализует себя как система фейков. Точно так же фрики все чаще замещают обычных людей, верхогляды профессионалов и т.д. Это тенденция.
А теперь вернемся к положению “реальным людям присваивают несвойственные им поступки или статусы”. “Депутат N украл то-то”, хотя он не крал, “Министр N сказал то-то”, хотя он не говорил. “Такого-то назвали жуликом”, хотя он не жулик. Это фейки. За это хотят наказывать. Однако нам круглосуточно говорят “певец Киркоров”, хотя он не певец, а фонограммщик. “Писатель Прилепин”, хотя книги за него пишут другие, “народный избранник Шаргунов”, хотя народ, который его избрал, именуется Володин. “Художник Павленский”, “журналист Кашин”, “режиссер Серебренников”, хотя они не художники, не режиссеры и не журналисты. Нам говорят “доходы растут”, в то время как люди парадоксальным образом беднеют. И так далее. То есть мы имеем дело со сплошными фейками, реальность искажена кардинально, но именно они определяют отношение к поименованным личностям со стороны общества и это всех устраивает. Киркоров выступает, Прилепин рассуждает о литературе, Павленского обсуждают в дискурсе искусства. Что уж говорить о сетевой реальности. Миллионы людей живут в этой реальности, как в подлинном мире, так как для того, чтобы отличить сетевую жизнь от настоящей нужно включать мозги, а большинству это просто неинтересно, да и включать нечего.
Поэтому инициаторы этого законопроекта должны внимательно взглянуть на себя. И постараться понять, что они и есть фейки.
Борис Якеменко – историк, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов