Монах Сергий. Фото: Youtube
«Радио Свобода» и других «друзей» России заинтересовали вдруг события в российском женском монастыре – «”Вот это обнуление”: Рунет о требовании схиигумена Сергия передать ему власть». И вроде бы даже не они сами, а только нашими как бы глазами смотрят они на эти события. Конечно, глаза можно выбрать совершенно разные, и увидят они совсем разные события и смыслы на одной и той же «улице» истории. И Россию они увидят разную.
В последнее время периодически возникают какие-то странные события, которые неожиданно и не самостоятельно вдруг становятся центровыми, занимающими все наше общество.
А становится это частью нашей жизни благодаря медиа-всплескам, такой информационной, нематериальной деятельности, существенно меняющей наши образы реального мира и его видение.
Есть события, которые проходят в нашей жизни так, как будто их и не было вовсе. Как падающие звездочки – отгорела и исчезла. А бывают такие, которые еще длятся дальше и дальше. Причем интересно, где именно они длятся: это бывает по-разному и в разной среде. А еще бывает, что длительность стихийной, или естественной информационной волны специально, сознательно длят. Но ведь прав был в этом случае Владимир Маяковский: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?».
И если история схиигумена Сергия интересует «Радио Свобода», она ее «зажигает», значит…?
В любом процессе и организме всегда существуют системы обмена энергией, или веществ с внешним миром. И системы эти обмена веществ, как правило, не обеспечиваются биологической или социальной эстетикой. Это не то, что красиво. Это не то, что потребляют, и не то, для чего потребляют и чем живут. Это то, что остается от всего, от живого, грязь мира, то, что выделяют, то, что остается после всего. «Радио Свобода» – как раз представляет нам такую грязь. Они смотрят на наши системы социального выделения и публично все удивляются, что они не похожи на голубые глаза блондинок. Ну ведь, действительно, это правда, и наши «новости» не содержат репортажей из общественных туалетов, а они всегда ведь часть нашей жизни. Это правда. Но не вся правда. Куда смотреть будешь, то и увидишь. Этому в детстве учат. Но не всех детей и не везде.
Из физики мы знаем, что в разной среде по-разному, на разное расстояние и с разной скоростью распространяются звуки и другие волны. Но это верно не только для физики. В социальной среде тоже распространяются различные явления, хотя в разное время по-разному, для чего и кем.
Бывает ведь и так, что явление есть, а распространение «волн» от него идет не очень. Вот та же самая эпоха «застоя» – там надо было бы замучиться, чтобы начать распространяться. А почему? Потому что люди живут в очень устойчивой и понятной, и очень рациональной среде. И среда у людей устойчива, и сами люди все считают, что понимают, видят, рассчитывают. Вывести их из этого состояния сложно в такое время.
Вот помню, что в 1981–84 годах около трамвайной остановки нашего университета появлялась периодически женщина неопределенного возраста. Может быть, что-то в районе 30 с чем-то лет. Очень худая, вся остроугольная какая-то, с размашистыми движениями и непрерывными «речитативками». Она почти как современный рэпер выкрикивала какими-то слоганами-формулами непрерывные «понималки» нашего мира, которые состояли из обвинений КПСС, предсказаний конца этого советского мира и полуматерного слэнга. Говорили, что когда-то она училась на истфаке, но не смогла…
Кстати, это важный элемент для понимания, почему на истфаках важно психическое здоровье, потому что социальная жизнь, ее изучение и понимание очень сильно воздействуют на психику человека, испытывают духовные силы человека, его способность выдерживать понимание окружающего мира людей и отличать реальное общество от его публичного самосознания, сам процесс этого понимания. В общем, эта женщина периодически обходила известные ей территории и «обкрикивала» их. Не очень сильно это воздействовало на людей. Люди понимали, что перед ними больной человек, и «социальной волны» от этого не было. Это как камень, который упал в воду. Но совсем другие «волны» порождает такое явление в эпохи, например, общественной смуты.
Тогда такие «кликуши» могут породить неожиданно социальное движение и даже явление обществу «самозванцев». В общественной смуте всё, во что верили, вдруг оказывается под сомнением, а новой и новому веры нет. Социальный хаос порождает классический духовный и практический вопрос русской истории: куда человеку податься. Люди в такое время очень хотят именно «услышать», услышать ясный и прямой ответ, дающий четкое понимание окружающего хаоса и духовной мути и направление выхода.
Раньше мы про смуты только читали. Но одно дело читать про смуту, а совсем другое – в ней участвовать. И даже если участие будет пассивным, если просто оказаться жителем этого времени и этого процесса, только это уже сильно влияет на жизнь, на психику, на цели и смыслы жизни. В общем, жить (а ещё и выжить) в смуту или читать про нее книжки – это совсем разные истории.
Непонятно, кому даже больше схиигумен понравился. Уж очень за него возбудились именно те, для кого Православие – это архаика, регресс, отсталость. Для них тема противостояния в РПЦ – это способ негативизации русской жизни как внутри России, так и вовне. Схиигумен Сергий для недоброжелателей России – это яркий пример закрутить тему Православия как тёмного движения отсталых людей, не приемлющих современность и развитие. А вторая тема в связи с этим – иерархия русской церкви как ненародная и несправедливая структура русской церковной элиты.
Проблема не столько в схиигумене и конкретной ситуации, сколько в том, что есть у нас в обществе среди людей важнейшие вопросы. И эти вопросы не только про бордюры в Москве или газопроводы. Иногда они обнаруживают себя, например, как периодически возникающая проблема «национальной идеи». Есть у людей осмысленные вопросы. Ведь они учились еще тогда, когда не только компетенциям учили, а всестороннему пониманию мира, себя и вопросам о смысле и целях жизни. У наших современников есть вопросы про Главное в жизни. В том числе и у православных. И время у нас такое, не только не простое, но ещё и определяющее как наше прошлое, так и задающее будущее. Здесь необходимы ответы на самые важные духовные вопросы, как в Евангелии, или как в философии: Что есть Истина?
А вот ответы на эти вопросы не слышны. Наверное, они даются. Но они так даются, что часто сливаются с естественным шумом природы, социальным водопадом.
Вот коронавирус и Пасха в этом году обостренно поставили людей как раз перед вопросами, как соединить предельные ответы и очень конкретные вопросы. И чтобы ответы были не дежурными, им надо было духовно поверить. Вот на этой неудовлетворенности происходящим и появился схиигумен Сергий. Когда мир рушится, очень надо, чтобы кто-то взял на себя право вести других. Это может быть Моисей, а может быть и тот, кто объявил себя знающим, – самозванец. Тогда Гришка Отрепьев превращается в царевича Дмитрия. А люди уже услышат то, что им не хватало и чего они ждали. Люди услышат недостающую правду.
Вот и «Радио Свобода» из центрально-европейского далека хочет услышать и усилить эхо «русской правды», превратив чаемое, ожидаемое обществом и людьми в самозванные образы, выдающие муть за подлинник.
Алексей Ананченко – кандидат исторических наук, директор Института истории и политики, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории МПГУ, специально для ИА «Реалист»
ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Президент США Дональд Трамп подписал указ, официально классифицирующий синтетический наркотик фентанил как…
ЛОНДОН (ИА Реалист). Глава Секретной разведывательной службы Великобритании (MI6) Блейз Метревели в своей первой публичной…
ПЕКИН (ИА Реалист). Китайский малозаметный беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета CH-7 совершил первый испытательный…
ПЕКИН (ИА Реалист). Экономическое замедление в Китае в ноябре приобрело более устойчивый характер: рост розничных…
САНТЬЯГО (ИА Реалист). Правый политик Хосе Антонио Каст одержал победу на президентских выборах в Чили,…
ГРОЗНЫЙ (ИА Реалист). Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров во время ежегодной прямой линии заявил, что…