Интервью
“Реалист”: 5 февраля с.г. в Минобороны заявили о создании Главного военно-политического управления. В этот же день президиум генсовета “Единой России” принял решение о создании в центральном исполнительном комитете партии политического управления. Есть ли связь между этими событиями? Какую идеологию будут пропагандировать эти структуры?
Дмитрий Журавлев: Когда в Министерстве обороны ликвидировали политическое управление, то его заменили Главным управлением по работе с личным составом. В принципе, структура политуправления не была полностью ликвидирована. И теперь она возвращается к своему первоначальному виду. Понятно, что политруки не будут обладать командными функциями. В советское время они то получали эти функции, то их теряли. Можно говорить о воссоздании института политруков. По большому счету, сейчас офицеры-воспитатели личного состава – “бескрылые чайки”. По сути они выполняют роль политруков, но без больших полномочий.
Что касается идеологии. С одной стороны, она запрещена Конституцией. С другой – в реальности идеологии живут всегда. Не бывает обществ без идеологий. Вопрос в другом. Армия – вертикальная структура с жесткой системой управления. Что она будет транслировать? Очевидно, это будет величие страны и любовь к Родине. Но это должно быть как-то формализовано и юридически оформлено. Должна быть форма, которая будет единой для всей системы. Не просто же каждый политрук в меру своих представлений о мире будет вести работу с личным составом.
Формализация плохо соотносится с Конституцией. В этом смысле Конституция у нас слишком либеральная. В любой стране есть идеология. Она есть и в США, и в Европе. Но в России сделали вид, что её нет. И теперь, учитывая, что в самом создании политуправления нет ничего принципиально нового, и от этого в армии мало что изменится, остается открытым вопрос: “Как легитимизировать субъект трансляции?”.
Что касается политического управления партии, будь то “Единая Россия” или любая другая партия, то это странно звучит. Поскольку партия – политический институт. И какое управление, кроме политического, в ней может быть. Конечно, это вопрос языковой, а не смысловой. С языковой точки зрения, политическое управление политической партии звучит странно.
“Реалист”: До выборов президента России осталось 38 дней. Есть ли внешние и внутренние угрозы для президентской кампании?
Дмитрий Журавлев: Главная внутренняя угроза – явка, поскольку одна часть избирателей уверена в поражении своих кандидатов и не желает идти голосовать, а другая – в победе, но тоже не горит желанием участвовать в выборах. К сожалению, это психологическая проблема. Например, так было на выборах президента Чехии. При наличии явного лидера в лице действующего главы государства Милоша Земана возникли сложности, связанные с тем, что часть его сторонников не пришла на избирательные участки.
До выборов в России я не ожидаю каких-либо эксцессов. Поскольку все участники президентской гонки не заинтересованы в исключении из итогового списка для голосования. Уличная оппозиция сейчас не готова к решительным действиям. Есть теоретическая опасность, что будут сниматься кандидаты. Хотя это маловероятно, не для того они рвались участвовать в выборах. Однако такое развитие событий стало бы проблемой. Снижение уровня конкуренции опасно для выборов, поскольку оно делегитимизирует выборы и снижает явку.
Внешняя опасность – давление на российскую элиту, которое уже идёт, а также непризнание легитимности избирательного процесса. Очевидно, что Запад не хочет признавать выборы президента России. Им нужен только повод. Хотя на примере с недопуском наших спортсменов к Олимпийским играм и повод не особо нужен. Когда что-то очень надо, то повод высасывается из пальца.
Однако непризнание итогов выборов и опасность экстремистских выступлений оппозиции больше относятся не к выборам, а к поствыборному периоду. Поскольку нужно бороться не с процессом, а с результатом выборов. Мы все понимаем, каким будет итог предстоящего голосования. Тогда Запад выступит с демаршем и заявит о незаконности избранного президента. Это может послужить качественному усилению антироссийских санкций. Не просто 200 человек впишут в какой-то список. А начнется санкционная война с российской экономикой, в первую очередь, с её сырьевым сектором. Чтобы продавить новый пакет санкций американцам нужно убедить европейцев в нелегитимности власти в России. Потому что страдать от энергетических санкций в первую очередь будет Европа. Насколько США в этом преуспеют, во многом зависит и от ЕС, и от России.
“Реалист”: Некоторые эксперты и аналитики вновь заговорили о проблеме транзита власти в России? Начался ли этот процесс?
Дмитрий Журавлев: Если под “транзитом власти” понимать определение преемника, то процесс ещё не начался. Звучат разные фамилии “преемников”, порой слишком неправдоподобные. Хотя, если бы в начале 1999 года сказали, что Путин будет президентом, то мало бы кто в это поверил.
Транзит власти в президентской республике не может происходить слишком долго. За шесть лет нового президентского срока может произойти всё что угодно. Человек, который сегодня выглядит как наиболее вероятный преемник, может к тому времени уже и не являться таковым.
Преемник – человек, которого выдвинет президент. Да, у Путина огромный авторитет, его поддерживает значительная часть граждан, но преемника должны будут избрать на выборах. В этой связи большую роль будут играть личные качества преемника. Эту роль они начнут играть не сейчас, а через год-два. Потому что общественное мнение – сиюминутное явление. Конечно, можно заранее сформировать мнение граждан и удерживать его на нужном уровне, но это требует больших усилий. Не думаю, что сейчас у России есть время и силы для этого.
Если не произойдет резкого обострения отношений с Западом либо внутренних эксцессов, то запуск операции преемник начнется в последние два года следующего президентского срока Путина. В любом случае, преемник – не трансляция власти в смысле её смены, а передача Путиным части своего авторитета другому лицу. Без авторитета Путина никакой преемник не победит, каким бы опытом и талантами он не обладал.
Это связано с тем, что главные вопросы в России решает один человек – президент. Поэтому кем бы ни был преемник, он всегда стоит после первого лица. В глазах населения немалый авторитет есть у Сергея Шойгу, Дмитрия Медведева, Вячеслава Володина, Валентины Матвиенко. Но пока Путин – первый человек в стране, степень заслуг того или иного политика или министра мало видна. Во времена Бориса Ельцина также мало понимали, кто принес больше пользы, а кто вреда. Поэтому сложно превратить преемника в политическую фигуру задолго.
Дмитрий Журавлев – директор Института региональных проблем, специально для ИА “Реалист”
Беседовал Кирилл Джавлах – заместитель главного редактора ИА “Реалист”
АСТАНА (ИА Реалист). Министр обороны Ирана бригадный генерал Мохаммад Реза Аштиани заявил, что продвижение оборонного…
ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Президент США Джо Байден заявил, что не против провести предвыборные дебаты со своим…
КИЕВ (ИА Реалист). Министерство финансов киевского режима обнародовало информацию о финансировании бюджета в 2024 году.…
ПЕКИН (ИА Реалист). Глава МИД КНР Ван И встретился с находящимся с визитом в Пекине…
МОСКВА (ИА Реалист). Время ареста заместителя министра обороны России Тимура Иванова связано с предстоящей 7…
НЬЮ-ЙОРК (ИА Реалист). Пропалестинские протесты, связанные с войной в Газе, распространяются по университетам США. В…