Топливно-энергетический комплекс играет ключевую роль в экономике России. Он формирует около 22,6% валового внутреннего продукта и составляет 56,9% экспорта. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составляет 38% (2016 г.). Доля занятых в ТЭК от общей численности занятых 3,6%. [6]
Для России дальнейшее развитие своего топливно-энергетического комплекса становится залогом обеспечения экономической и национальной безопасности, одним из условий достижения которой является стабильность экспортных поставок.
Актуальность данного вопроса обоснована лидирующими позициями России в мире по добыче энергоресурсов. В частности, в 2016 году её доля, по данным British Petroleum, в общемировом производстве газа составила 16,2%. [20]
Колоссальные запасы природного газа и добыча, превышающая внутренний спрос, позволяют России стимулировать экспорт и занимать первые строчки в списке стран-экспортеров голубого топлива, на рис. 1 показана динамика добычи и экспорта природного газа с 2012 по 2016 годы. В 2016 году, по данным Министерства энергетики Российской Федерации, добыча газа выросла, а экспорт увеличился более чем на 8% и составил 208,6 млрд куб. м.
Рисунок 1. Добыча и экспорт газа в России в 2012–2016 годах, млрд куб. м. Источник: Министерство энергетики Российской Федерации
Высокий уровень экспорта усиливает интеграцию экономики России в мировую экономику и делает чувствительным топливно-энергетический комплекс от внешних факторов.
Стратегическое значение приобретает решение проблем газового сотрудничества между Россией и странами Европы – основными покупателями российского газа. Отношения, начавшиеся в 1944 году с небольших поставок газа по Белостокскому газопроводу в Польшу, [5] развивались, позволяя СССР расширять газотранспортную инфраструктуру на запад. Основная ее часть была сконцентрирована на территории Украинской ССР, что после распада Советского Союза поставило российский газовый экспорт в зависимость от транзита через уже независимую Украину. Её выгодное географическое положение и унаследованные трубопроводы стали использоваться как рычаг давления для решения внутренних проблем. Ценовая борьба на фоне нестабильной политической ситуации в Украине привели к транспортным кризисам 2006 и 2009 годов, когда были приостановлены поставки российского газа в страны ЕС. Похожая ситуация возникла, когда в 2014 году из-за задолженности Украины перед РФ по газопроводу поставлялся газ, предназначенный только для стран Европы. Риски несанкционированного отбора Украиной газа едва опять не привели к прекращению поставок в ЕС. [1]
Европа, обеспокоенная, с одной стороны, чрезмерной зависимостью от экспорта российского газа, воспринимаемого как геополитический инструмент Кремля, с другой стороны – отсутствием уверенности в бесперебойности поставок и стабильности цен, взяла курс на диверсификацию маршрутов и поставщиков, что потребовало незамедлительных действий российского руководства по сохранению текущих объемов экспортируемого газа и укреплению позиций на европейском газовом рынке.
Вызовы энергетическому сотрудничеству, стоящие перед Россией и Западной Европой после распада СССР, а также стремление России выйти на новые рынки, способствовали строительству новых газотранспортных коридоров.
В 1999 году был введен в эксплуатацию газопровод “Ямал-Европа”, проходящий через Белоруссию и Польшу в ФРГ. Он стал первой серьезной альтернативой украинской газотранспортной системы и позволил повысить гибкость и надежность поставок российского природного газа в Европу. [16]
Дополнить существующие мощности по транспортировке природного газа в Турцию, одного из крупнейших потребителей газа, позволило строительство “Голубого потока”, маршрут которого пролегает через горную местность и дно Черного моря. Специальные технические решения, принятые при его строительстве, сделали его уникальным газотранспортным сооружением, не имеющим аналогов в мире. [3] Несмотря на тяжелые условия пролегания трубопровода и дороговизну строительства, введение “Голубого потока” в эксплуатацию в 2003 году позволило России обрести еще один коридор транспортировки газа на экспорт в обход транзитных государств – Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии.
Периодические разногласия между Москвой и Минском, Москвой и Киевом потребовали от “Газпрома”, лидера российской газодобывающей отрасли, нестандартных решений: в 2005 году между немецким канцлером Шредером и президентом России Путиным было заключено соглашение о строительстве газопровода “Северный поток”, пролегающего по дну Балтийского моря и напрямую связывающего Германию с российскими газовыми месторождениями, минуя транзитные государства. [13] “Северный поток”, введенный в эксплуатацию в 2011 году, обеспечил высокую надежность поставок российского газа в Европу, хотя его строительство и вызвало шквал критики со стороны стран Прибалтики и Восточной Европы.
Значительное падение добычи природного газа в Европе после 2005 года способствовало росту импорта, что позволило России продвигать идею строительства дополнительных трубопроводов для долгосрочного сотрудничества с минимальными рисками на обходных маршрутах. Несмотря на высокую стоимость строительства, реализация новых газотранспортных проектов позволила бы компенсировать потерю транзита через Украину и сохранить преимущества в высококонкурентной среде поставщиков природного газа.
Успешный опыт строительства и эксплуатации “Северного потока” позволил “Газпрому” заручиться поддержкой европейских партнеров, в связи с чем было принято решение по расширению трубопровода. Предварительные результаты технико-экономического исследования строительства третьей и четвертой ниток газопровода показали, что их строительство является экономически целесообразным и технически осуществимым. [11]
Ввод в эксплуатацию “Северного потока-2” намечен на конец 2019 года, в это же время истекает срок действия контракта “Газпрома” и украинского “Нафтогаза” на транзит российского газа. Осознавая неизбежность уменьшения транзита и потери влияния после строительства газопровода, Украина и другие страны-транзитеры пытаются препятствовать реализации проекта, заявляя, что Москва сможет использовать экспорт энергоносителей в качестве геополитического инструмента.
Альтернативный доступ на европейский рынок Россия получит, реализовав проект “Турецкий поток”, строительство которого началось в Черном море 7 мая 2017 года. [12] Одна нитка трубопровода предназначена для поставок газа турецким потребителям, другая – для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Ввод в эксплуатацию, назначенный на конец 2019 года, позволит с января 2020 года снизить транзит через Украину, когда истечет срок действия заключенного ранее контракта. [8] Однако трубопровод остается в зоне риска, так как нестабильная политическая ситуация в Турции в любой момент может разрушить сотрудничество, строящееся на протяжении многих лет.
Рисунок 2. Действующие и перспективные трубопроводы, соединяющие Российскую Федерацию с Европой. Источник: Gazprom strategy
Четыре направления: балтийское, белорусское, украинское и черноморское – дают возможность России распределять объемы экспортируемого газа, что минимизирует риски на транзитных территориях и повышает надежность поставок российского газа в Европу (см. рис. 2).
Однако в Европе строительство новых газотранспортных коридоров, рассматривается как создание Москвой механизмов манипулирования. По словам вице-президента Еврокомиссии по энергосоюзу Мароша Шефчовича реализация проектов “Турецкий поток” и “Северный поток-2” не только снизит актуальность газотранспортной системы Украины, но и “изменит газовый баланс в Европе, что поставит в очень трудную ситуацию страны Центральной и Юго-Восточной Европы”. [2]
Действительно, введение в эксплуатацию новых газопроводов повысит роль Германии и Турции в качестве основных газораспределительных хабов, что позволит им полностью контролировать поставки газа на большую часть континента.
Наибольшие протесты вызывает проект “Северного потока-2” – газопровода, напрямую связывающего Германию и Россию и имеющего в совокупности с первым “Северным потоком” пропускную способность в 110 млрд куб. м газа в год – это 62% от всего импорта “Газпрома” в европейские страны в 2016 году. [4] Объединение Германии и России в едином проекте и возможность сократить транзит через восточноевропейские страны после строительства газопровода вызывает обеспокоенность за регион у председателя комитета по энергетике Ежи Бузека, который заявил, что проект “идет в противовес необходимой диверсификации, усиливая при этом уязвимость ряда государств-членов и ставя под угрозу безопасность поставок газа в ЕС в целом”. [18]
По словам председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, “Северный поток-2” “может изменить ландшафт газового рынка ЕС, не дав при этом доступа к новым источникам снабжения”. [15] Чистой геополитикой называет “Северный поток-2” премьер-министр Польши Беата Шидло. [19]
К усилению роли России на европейском газовом рынке негативно относятся и в США. Так, заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджет Бринк заявила, что проект “Северный поток-2” представляет угрозу энергетической безопасности Европы и Украины. [14]
О том, что Москва использует поставки газа в Европу для достижения не только экономических, но и политических интересов в регионе, в том числе с целью подрыва Трансатлантического единство между США и ЕС, говорится в докладе, представленном на Атлантическом совете в мае 2017 года. [7] Побуждая Европу снизить свою зависимость от российского природного газа, США предлагает альтернативу в виде экспорта американского сжиженного природного газа.
Таким образом, дискриминационные действия иностранных государств в отношении российской энергетики, попытки вытеснить Россию с ключевого, европейского, газового рынка, а также риски, которые возникают при транзите газа через Украину, территорию с политической и экономической нестабильностью, представляют опасность экономической и национальной безопасности России. При отсутствии альтернативных газотранспортных коридоров экономический потенциал России будет под угрозой, а в условиях, когда перед страной стоит задача перехода от ресурсно-сырьевого к инновационному развитию, это ограничит возможности привлечения доступных долгосрочных финансовых ресурсов для диверсификации экономики и ухода от чрезмерной сырьевой зависимости, что соответствует национальным интересам России и коррелирует с проектом “Энергетической стратегии до 2035 года”. [10]
Несмотря на препятствия по реализации проектов и налаживанию долгосрочного сотрудничества России со странами Европы в ближайшее десятилетие поставки российского природного газа останутся в числе ключевых на европейском газовом рынке. Способствовать же сохранению газового экспорта в страны Европы на обоснованном национальными интересами уровне России поможет строительство газотранспортного кольца в обход Украины.
Список литературы и источников:
Елена Переход – магистрант кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Госсекретарь США и советник президента по национальной безопасности Марко Рубио в ходе…
ТОКИО (ИА Реалист). Япония поставила цель реализовать в странах Центральной Азии бизнес-проекты на сумму около…
МОСКВА (ИА Реалист). Президент России Владимир Путин заявил, что Москва не планирует никаких новых специальных…
АНКАРА (ИА Реалист). Турция обратилась к России с просьбой рассмотреть возможность возвращения зенитных ракетных комплексов…
БРЮССЕЛЬ (ИА Реалист). Лидеры Европейского союза не смогли договориться о запуске беспрецедентного репарационного займа для…
ЛОНДОН (ИА Реалист). Британская нефтегазовая корпорация BP объявила о назначении генерального директора австралийской Woodside Energy…