Categories: Мнения

Елена Переход: Каковы перспективы исключения Украины из газовых маршрутов между Россией и ЕС?

Российско-европейское газовое сотрудничество остается одним из приоритетных направлений государственной энергетической политики. Высокие риски транзита через территорию Украину вынуждают развивать новые газотранспортные маршруты, однако проекты встречают сопротивление со стороны нынешних стран-транзитеров и конкурентов России на европейском газовом рынке, отмечает эксперт

Топливно-энергетический комплекс играет ключевую роль в экономике России. Он формирует около 22,6% валового внутреннего продукта и составляет 56,9% экспорта. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составляет 38% (2016 г.). Доля занятых в ТЭК от общей численности занятых 3,6%. [6]

Для России дальнейшее развитие своего топливно-энергетического комплекса становится залогом обеспечения экономической и национальной безопасности, одним из условий достижения которой является стабильность экспортных поставок.

Актуальность данного вопроса обоснована лидирующими позициями России в мире по добыче энергоресурсов. В частности, в 2016 году её доля, по данным British Petroleum, в общемировом производстве газа составила 16,2%. [20]

Колоссальные запасы природного газа и добыча, превышающая внутренний спрос, позволяют России стимулировать экспорт и занимать первые строчки в списке стран-экспортеров голубого топлива, на рис. 1 показана динамика добычи и экспорта природного газа с 2012 по 2016 годы. В 2016 году, по данным Министерства энергетики Российской Федерации, добыча газа выросла, а экспорт увеличился более чем на 8% и составил 208,6 млрд куб. м.

Рисунок 1. Добыча и экспорт газа в России в 2012–2016 годах, млрд куб. м. Источник: Министерство энергетики Российской Федерации

Высокий уровень экспорта усиливает интеграцию экономики России в мировую экономику и делает чувствительным топливно-энергетический комплекс от внешних факторов.

Стратегическое значение приобретает решение проблем газового сотрудничества между Россией и странами Европы – основными покупателями российского газа. Отношения, начавшиеся в 1944 году с небольших поставок газа по Белостокскому газопроводу в Польшу, [5] развивались, позволяя СССР расширять газотранспортную инфраструктуру на запад. Основная ее часть была сконцентрирована на территории Украинской ССР, что после распада Советского Союза поставило российский газовый экспорт в зависимость от транзита через уже независимую Украину. Её выгодное географическое положение и унаследованные трубопроводы стали использоваться как рычаг давления для решения внутренних проблем. Ценовая борьба на фоне нестабильной политической ситуации в Украине привели к транспортным кризисам 2006 и 2009 годов, когда были приостановлены поставки российского газа в страны ЕС. Похожая ситуация возникла, когда в 2014 году из-за задолженности Украины перед РФ по газопроводу поставлялся газ, предназначенный только для стран Европы. Риски несанкционированного отбора Украиной газа едва опять не привели к прекращению поставок в ЕС. [1]

Европа, обеспокоенная, с одной стороны, чрезмерной зависимостью от экспорта российского газа, воспринимаемого как геополитический инструмент Кремля, с другой стороны – отсутствием уверенности в бесперебойности поставок и стабильности цен, взяла курс на диверсификацию маршрутов и поставщиков, что потребовало незамедлительных действий российского руководства по сохранению текущих объемов экспортируемого газа и укреплению позиций на европейском газовом рынке.

Вызовы энергетическому сотрудничеству, стоящие перед Россией и Западной Европой после распада СССР, а также стремление России выйти на новые рынки, способствовали строительству новых газотранспортных коридоров.

В 1999 году был введен в эксплуатацию газопровод “Ямал-Европа”, проходящий через Белоруссию и Польшу в ФРГ. Он стал первой серьезной альтернативой украинской газотранспортной системы и позволил повысить гибкость и надежность поставок российского природного газа в Европу. [16]

Дополнить существующие мощности по транспортировке природного газа в Турцию, одного из крупнейших потребителей газа, позволило строительство “Голубого потока”, маршрут которого пролегает через горную местность и дно Черного моря. Специальные технические решения, принятые при его строительстве, сделали его уникальным газотранспортным сооружением, не имеющим аналогов в мире. [3] Несмотря на тяжелые условия пролегания трубопровода и дороговизну строительства, введение “Голубого потока” в эксплуатацию в 2003 году позволило России обрести еще один коридор транспортировки газа на экспорт в обход транзитных государств – Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии.

Периодические разногласия между Москвой и Минском, Москвой и Киевом потребовали от “Газпрома”, лидера российской газодобывающей отрасли, нестандартных решений: в 2005 году между немецким канцлером Шредером и президентом России Путиным было заключено соглашение о строительстве газопровода “Северный поток”, пролегающего по дну Балтийского моря и напрямую связывающего Германию с российскими газовыми месторождениями, минуя транзитные государства. [13] “Северный поток”, введенный в эксплуатацию в 2011 году, обеспечил высокую надежность поставок российского газа в Европу, хотя его строительство и вызвало шквал критики со стороны стран Прибалтики и Восточной Европы.

Значительное падение добычи природного газа в Европе после 2005 года способствовало росту импорта, что позволило России продвигать идею строительства дополнительных трубопроводов для долгосрочного сотрудничества с минимальными рисками на обходных маршрутах. Несмотря на высокую стоимость строительства, реализация новых газотранспортных проектов позволила бы компенсировать потерю транзита через Украину и сохранить преимущества в высококонкурентной среде поставщиков природного газа.

Успешный опыт строительства и эксплуатации “Северного потока” позволил “Газпрому” заручиться поддержкой европейских партнеров, в связи с чем было принято решение по расширению трубопровода. Предварительные результаты технико-экономического исследования строительства третьей и четвертой ниток газопровода показали, что их строительство является экономически целесообразным и технически осуществимым. [11]

Ввод в эксплуатацию “Северного потока-2” намечен на конец 2019 года, в это же время истекает срок действия контракта “Газпрома” и украинского “Нафтогаза” на транзит российского газа. Осознавая неизбежность уменьшения транзита и потери влияния после строительства газопровода, Украина и другие страны-транзитеры пытаются препятствовать реализации проекта, заявляя, что Москва сможет использовать экспорт энергоносителей в качестве геополитического инструмента.

Альтернативный доступ на европейский рынок Россия получит, реализовав проект “Турецкий поток”, строительство которого началось в Черном море 7 мая 2017 года. [12] Одна нитка трубопровода предназначена для поставок газа турецким потребителям, другая – для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Ввод в эксплуатацию, назначенный на конец 2019 года, позволит с января 2020 года снизить транзит через Украину, когда истечет срок действия заключенного ранее контракта. [8] Однако трубопровод остается в зоне риска, так как нестабильная политическая ситуация в Турции в любой момент может разрушить сотрудничество, строящееся на протяжении многих лет.

Рисунок 2. Действующие и перспективные трубопроводы, соединяющие Российскую Федерацию с Европой. Источник: Gazprom strategy

Четыре направления: балтийское, белорусское, украинское и черноморское – дают возможность России распределять объемы экспортируемого газа, что минимизирует риски на транзитных территориях и повышает надежность поставок российского газа в Европу (см. рис. 2).

Однако в Европе строительство новых газотранспортных коридоров, рассматривается как создание Москвой механизмов манипулирования. По словам вице-президента Еврокомиссии по энергосоюзу Мароша Шефчовича реализация проектов “Турецкий поток” и “Северный поток-2” не только снизит актуальность газотранспортной системы Украины, но и “изменит газовый баланс в Европе, что поставит в очень трудную ситуацию страны Центральной и Юго-Восточной Европы”. [2]

Действительно, введение в эксплуатацию новых газопроводов повысит роль Германии и Турции в качестве основных газораспределительных хабов, что позволит им полностью контролировать поставки газа на большую часть континента.

Наибольшие протесты вызывает проект “Северного потока-2” – газопровода, напрямую связывающего Германию и Россию и имеющего в совокупности с первым “Северным потоком” пропускную способность в 110 млрд куб. м газа в год – это 62% от всего импорта “Газпрома” в европейские страны в 2016 году. [4] Объединение Германии и России в едином проекте и возможность сократить транзит через восточноевропейские страны после строительства газопровода вызывает обеспокоенность за регион у председателя комитета по энергетике Ежи Бузека, который заявил, что проект “идет в противовес необходимой диверсификации, усиливая при этом уязвимость ряда государств-членов и ставя под угрозу безопасность поставок газа в ЕС в целом”. [18]

По словам председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, “Северный поток-2” “может изменить ландшафт газового рынка ЕС, не дав при этом доступа к новым источникам снабжения”. [15] Чистой геополитикой называет “Северный поток-2” премьер-министр Польши Беата Шидло. [19]

К усилению роли России на европейском газовом рынке негативно относятся и в США. Так, заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджет Бринк заявила, что проект “Северный поток-2” представляет угрозу энергетической безопасности Европы и Украины. [14]

О том, что Москва использует поставки газа в Европу для достижения не только экономических, но и политических интересов в регионе, в том числе с целью подрыва Трансатлантического единство между США и ЕС, говорится в докладе, представленном на Атлантическом совете в мае 2017 года. [7] Побуждая Европу снизить свою зависимость от российского природного газа, США предлагает альтернативу в виде экспорта американского сжиженного природного газа.

Таким образом, дискриминационные действия иностранных государств в отношении российской энергетики, попытки вытеснить Россию с ключевого, европейского, газового рынка, а также риски, которые возникают при транзите газа через Украину, территорию с политической и экономической нестабильностью, представляют опасность экономической и национальной безопасности России. При отсутствии альтернативных газотранспортных коридоров экономический потенциал России будет под угрозой, а в условиях, когда перед страной стоит задача перехода от ресурсно-сырьевого к инновационному развитию, это ограничит возможности привлечения доступных долгосрочных финансовых ресурсов для диверсификации экономики и ухода от чрезмерной сырьевой зависимости, что соответствует национальным интересам России и коррелирует с проектом “Энергетической стратегии до 2035 года”. [10]

Несмотря на препятствия по реализации проектов и налаживанию долгосрочного сотрудничества России со странами Европы в ближайшее десятилетие поставки российского природного газа останутся в числе ключевых на европейском газовом рынке. Способствовать же сохранению газового экспорта в страны Европы на обоснованном национальными интересами уровне России поможет строительство газотранспортного кольца в обход Украины.

Список литературы и источников:

  1. “Газпром” может прекратить транзит газа в ЕС через Украину. // Эксперт Online. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://expert.ru/2016/12/19/gazprom/ (дата обращения 22.05.2017)
  2. “Газпром” vs. ЕС. // Информационный ресурс “Нефтянка”. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://neftianka.ru/gazprom-vs-es/ (дата обращения 08.06.2017)
  3. Голубой поток. // Газпром экпорт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazpromexport.ru/projects/1/ (дата обращения 12.06.2017)
  4. Динамика реализации газа в Европу. // Газпром экспорт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazpromexport.ru/statistics/ (дата обращения 08.06.2017)
  5. Зарубежные партнеры: Польша // Газпром экспорт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazpromexport.ru/partners/poland/ (дата обращения 02.06.2017)
  6. Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2016 году. // Министерство энергетики Российской Федерации. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/7687 (дата обращения 16.06.2017)
  7. Кремль использует газ для достижения политических целей, а не экономических – доклад Атлантического совета. // Голос Америки. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/a/kremlin-gas-games/3872880.html (дата обращения 28.05.2017)
  8. Миллер спрогнозировал сокращение транзита газа через Украину в 5 раз. // РБК. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/25/04/2017/58ff44ea9a79477e30640d0a (дата обращения 01.06.2017)
  9. Основные показатели. // Министерство энергетики Российской Федерации. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1215 (дата обращения 25.05.2017)
  10. Проект энергостратегии Российской Федерации на период до 2035 года (редакция от 01.02.2017) // Министерство энергетики Российской Федерации. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/node/1920 (дата обращения 01.06.2017)
  11. Реализуемые газопроводы: Северный поток — 2. // Газпром. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/built/nord-stream2/ (дата обращения 28.05.2017)
  12. Реализуемые газопроводы: Турецкий поток. // Газпром. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/built/turk-stream/ (дата обращения 30.05.2017)
  13. Северный поток // Газпром. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/active/nord-stream/ (дата обращения 26.05.2017)
  14. США считают “Северный поток – 2” угрозой для энергобезопасности Украины и Европы. // ТАСС. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4157574 (дата обращения 25.05.2017)
  15. Эстония получила “газовое” письмо из Брюсселя. // Новостное агентство “Sputnic”. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://ru.sputnik-news.ee/economy/20160621/2229793.html (дата обращения 21.05.2017)
  16. Ямал-Европа. // Газпром экспорт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gazpromexport.ru/projects/4/ (дата обращения 08.06.2017)
  17. Gazprom strategy // Gazprom. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://gazprom15.downstream.ru (дата обращения 29.05.2017)
  18. Germany-Russia joint gas operation causes anger in the European Union. // Express. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.express.co.uk/news/world/787372/european-union-germany-russia-baltic-states-joint-gas-operation-nord-stream-anger (дата обращения 28.05.2017)
  19. Is Europe caving to Russia on pipeline politics? //Foreign Policy. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://foreignpolicy.com/2017/02/08/is-europe-caving-to-russia-on-pipeline-politics-european-union-nord-stream-two-gas-oil-energy-germany-baltic-poland/ (дата обращения 28.05.2017)
  20. Statistical Review: Russia. // British Petroleum. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy/country-and-regional-insights/russia.html (дата обращения 13.06.2017)

Елена Переход – магистрант кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Recent Posts

Рубио смягчил риторику в адрес Китая, обозначив сдвиг во внешней политике США

ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Госсекретарь США и советник президента по национальной безопасности Марко Рубио в ходе…

6 часов ago

Япония объявила пятилетний план инвестиций в Центральную Азию на $19 млрд

ТОКИО (ИА Реалист). Япония поставила цель реализовать в странах Центральной Азии бизнес-проекты на сумму около…

9 часов ago

Путин заявил, что Россия не планирует новых специальных военных операций

МОСКВА (ИА Реалист). Президент России Владимир Путин заявил, что Москва не планирует никаких новых специальных…

16 часов ago

Турция готова расстаться с С-400 ради возвращения в программу F-35

АНКАРА (ИА Реалист). Турция обратилась к России с просьбой рассмотреть возможность возвращения зенитных ракетных комплексов…

1 день ago

Евросоюз займет €90 млрд для Украины после провала идеи «заставить Россию платить»

БРЮССЕЛЬ (ИА Реалист). Лидеры Европейского союза не смогли договориться о запуске беспрецедентного репарационного займа для…

1 день ago

BP назначила Мег О’Нил новым генеральным директором

ЛОНДОН (ИА Реалист). Британская нефтегазовая корпорация BP объявила о назначении генерального директора австралийской Woodside Energy…

2 дня ago