Председатель Конституционного суда Российской Федерации Валерий Зорькин опубликовал в “Российской газете” статью под названием “Буква и дух Конституции”. Глава КС отмечает, что в основном законе стране есть недостатки. В частности, к ним он относит “отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры”.
По мнению Зорькина, недостатки существуют и в разграничении предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. Однако все эти вопросы можно исправить путем “точечных изменений”.
“Заложенный в конституционном тексте глубокий правовой смысл позволяет адаптировать этот текст к меняющимся социально-правовым реалиям в рамках принятой в мировой конституционной практике доктрины “живой Конституции”, – поясняет автор статьи. Он добавляет, что следование этому пути позволит “глубже понимать, раскрывать и постоянно развивать правовой потенциал нашего Основного Закона”.
Глава Конституционного суда предостерегает от радикальный изменение Конституции РФ. “Путем радикальной конституционной реформы можно развернуть ход событий в каком-то более правильном направлении, – не просто поверхностны и недальновидны, но и опасны, поскольку чреваты резкой социально-политической дестабилизацией”, – считает Зорькин.
В своей статье глава КС говорит о Конституции, как о ключевом факторе обеспечения “преобладающего общественного согласия и, значит, социально-политической стабильности”.
По результатам всенародного голосования, 12 декабря 1993 года была принята первая Конституция новой России. Она вступила в силу в день ее официального опубликования – 25 декабря. Поправки в Основной закон страны, связанные с политическими вопросами, были внесены в декабре 2008 года. Тогда были увеличены сроки полномочий президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно. Кроме того, расширены полномочия Государственной думы в части контроля над исполнительной властью.