Categories: Мнения

«Человек есть усилие быть человеком»: когда умирающий от голода отдает свой кусок хлеба другому

Духовная ипостась - самая глубокая и сложная часть в человеке. Эту сферу невозможно вычленить и огранить никакими определениями. Ее часто именуют как образ Божий в человеке: религия, шедевры искусства, разума и примеры человечности и доброты, благородство и красота поступков, в то же время низость и подлость во всем ее обличии - характеризует духовную часть человека, полагает религиовед Севак Мирабян

На днях главред ИА «Реалист» Саркис Цатурян написал заметку на тему нематериальных факторов человеческой силы, двигающих историей, и тема оказалось для меня настолько интересной, что я не мог не думать о поднятых в ней месседжах.

Месседж первый – воля к победе. Как отмечает автор, это изменчивая субстанция очень плохо поддается прогнозу и контролю.

Месседж второй – «страдания – кратчайший путь к познанию». То есть на пути к победе неизбежны страдания и вопрос: каким образом сочетание страданий и воли к победе приводят к неожиданным прорывам, выходит уже за пределы нашего разумения. В отдельно взятом случае с отдельным человеком есть возможность докопаться до глубин его мотивов, однако целые народы и эпохи на кушетку к Зигмунду Фрейду не посадишь.

На мой взгляд, у этих вопросов никогда не будет четкого ответа, как говорит Священное Писание: «не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием» (Екклесиаст. 1:8). Однако некоторые закономерности можно выявить.

Если мы хотим постичь некое событие, явление, то в первую очередь должны обратиться к его генерирующему началу и понять его природные свойства. Всеми явлениями в нашем мире, в том числе и войной, движет человек. Следовательно, надо обратить внимание на природу человека. Антропологических моделей, претендующих на наиболее полное объяснение феномена человека не счесть. Условно говоря (важно подчеркнуть, что деталей может быть много), есть две очевидные и основные составляющие человеческой природы, без учета которых мы рискуем играть в бесконечный футбол без ворот.

  • Инстинкт самосохранения – животное начало.

Все мы хотим жить. Эту врожденную природную потребность нельзя объять логикой и расчётом. Даже самые расчетливые и выгодные амбиции могут угаснуть перед страхом смерти.

  • Духовная ипостась. Экзистенциальное начало.

Самая глубокая и сложная часть в человеке. Эту сферу невозможно вычленить и огранить никакими определениями. Ее часто именуют как образ Божий в человеке: религия, шедевры искусства, разума и примеры человечности и доброты, благородство и красота поступков, в то же время низость и подлость во всем ее обличии – характеризует духовную часть человека.

Сочетание двух измерений в одном существе и составляет ядро человеческой парадоксальности. Когда умирающий от голода отдает свой последний кусок хлеба другому, мы называем это полетом духа в человеке. Когда же близкие родственники подставляют и предают друг друга ради сиюминутной выгоды, то это порицается как проявление порока, греха, невежества и прочее. Ещё в I веке св. апостол Павел писал об извечной борьбе плоти и духа в человеке (Гал. 5:16, Рим. 1 гл), до него об этом прекрасно знал Сократ и его ученики.

Об этом можно рассуждать оч много. С самых разных позиций и взглядов. Что для меня, как рядового гражданина, важно? На что я обращаю свое внимание и призываю и вас, любезных читателей, не проходить мимо? В свое время философ Мераб Мамардашвили точно подметил: «человек есть усилие быть человеком». Это значит ежедневный честный взгляд на себя. Не на соседа и даже не на жену и мужа, а прежде всего себя. Что я делаю? О чем думаю? Как я общаюсь с близкими и не близкими мне людьми? Чем наполняю свой мозг и какие культивирую в себе эмоции? Это и есть духовная работа над собой. Особенно актуальная в наше время информационная гигиена.

Не стоит быть такими наивными, полагаться на былую доблесть предков и утешать себя мыслями, что каким-то генетически-мистическим образом в момент кризиса во мне проснется благородный воин-защитник. Если человек не ведет ежедневную работу над собой, то велика вероятность, что проснуться в нем может совсем иное существо.

Севак Мирабян – религиовед, шеф-редактор отдела «Религии» ИА «Реалист»

Севак Мирабян

ФИО: Мирабян Севак Игоревич Город: Москва Страна: Россия Образование: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), миссионерский факультет Специализация: религиоведение, сравнительное богословие Общественные интересы: религиозная журналистика, миссинерско-преподавательская деятельность в разных православных учреждениях и молодежных объединениях Место работы: ИА Реалист, шеф-редактор отдела «Религии»

Recent Posts

Дроны в Судане убили более 100 мирных жителей в регионе Кордофан

ХАРТУМ (ИА Реалист). По меньшей мере 104 мирных жителя погибли в результате серии ударов беспилотников…

8 часов ago

Дадиванк: наследие апостолов Христа в Арцахе

ЕРЕВАН (ИА Реалист). В Арцахе, до осуществленной азербайджанскими агрессорами этнической чистки и насильственной депортации, попросту…

8 часов ago

Трамп объявил «полную блокаду» санкционированных нефтяных танкеров Венесуэлы

ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Президент США Дональд Трамп во вторник распорядился ввести «полную и тотальную блокаду»…

11 часов ago

Володин призвал остановить отток населения из села для роста рождаемости

МОСКВА (ИА Реалист). Средний коэффициент рождаемости в России сегодня составляет 1,4, при этом в городах…

19 часов ago

Трамп признал фентанил оружием массового поражения

ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Президент США Дональд Трамп подписал указ, официально классифицирующий синтетический наркотик фентанил как…

1 день ago

Глава MI6 предупредила о новой эпохе конфликтов и назвала Россию ключевой угрозой для Европы

ЛОНДОН (ИА Реалист). Глава Секретной разведывательной службы Великобритании (MI6) Блейз Метревели в своей первой публичной…

2 дня ago