«Сможет ли Китай эффективно вооружить проект «Шелкового пути», будет зависеть от выбора Пекина, а также от выбора Вашингтона», – пишут аналитики.
Речь идет о модели построения многоцелевой инфраструктуры на «стратегических опорных пунктах», включая Шри-Ланку (порт Хамбантота), Пакистан (порт Гвадар), Бангладеш (порт Читтагонг), Мьянму (порт Кьяукпью) и Камбоджу (порт Кахконг, а также военно-морская база Реам), которые «больше спроектированы как гибридные точки коммерческой и военной логистики, чем как набор традиционных военных баз».
«Но вместо того, чтобы стать военными базами для развертывания войск и проведения боевых операций, эти объекты лучше подходят для использования в качестве пунктов пополнения запасов Народно-освободительной армии Китая (НОАК), развернутых на море, чтобы ускорить возможности ВМС НОАК при реализации небоевых операций в бассейне Индийского океана», – поясняют авторы доклада.
Австралийские эксперты считают, что Пекин стремится создать «китайско-ориентированную экосистему торговли, технологий, финансов и стратегических опорных пунктов», которая может быть использована в военных целях для подрыва позиций США и их роли гаранта безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе.
В качестве примеров приводится работа спутниковой сети BeiDou, строительство Китаем торговых портов, которые соответствуют оборонительным требованиям и призваны обеспечить экспорт китайской продукции. Пекин также увеличил количество военных учений и продажи оружия странам, участвующим в проекте «Шелкового пути».
ASPI призывает Соединенные Штаты противодействовать китайским усилиям, предоставляя региональным партнерам альтернативные инфраструктурные программы. Тем более что «вдоль инфраструктурой сети Китая еще построены полноценные военные базы».