Конфликт между Чистым переулком и Константинополем был вполне ожидаем. То, что Константинополь всегда был против нас, известно хорошо (я писал об этом), а если Илларион был не в курсе, то пусть сначала читает, потом уже пишет книги.
Константинополь силён именно нашей слабостью и то, что произошло, не успех Варфоломея, но провал Кирилла, так как все эти годы руководство нашей Церкви налаживало и утверждало связи с первым Римом, но не вторым, считая, что в последнем сидят формально свои, которые никуда не денутся. Да и вообще с Римом как-то приятнее, понятнее…
Здесь стоит обратить внимание на то, что и та и другая Церкви теснейшим образом связаны с государством. Именно государство в последние годы брало на себя все риски РПЦ и корректировало её имиджевые потери, начиная от провокации в храме Христа Спасителя и заканчивая скандалом вокруг шевкуновского собора в Сретенском монастыре. И вот случилась история, в которую государство бессильно вмешаться (у него у самого такая же проблема) – результат очевиден. В свою очередь Константинополь тоже выступил с подачи своих (и не только) государственников очень вовремя – геополитический раскол на Украине стал обыденностью, чаши весов выровнялись, самое время бросить на одну из них “каноническое пространство Церкви”. И бросили. И получилось.
Самое главное и неприятное (и это хорошо чувствуют и Кирилл и Варфоломей), что для огромного большинства церковного народа произошедшее не имеет никакого духовного значения. Это как если в доме сменить слесаря жириновца на слесаря коммуниста – да какая разница, главное, чтобы вода текла. На Украине прихожане настолько запутались в Церквях и им это так надоело, что многие ходят все равно куда – лишь бы служба была. У нас ситуация лучше в том, что константинопольских приходов нет и выбирать не из чего, но будь они было бы то же самое.
Ну какое имеет значение для миллионов прихожан провинциальных храмов “единое каноническое пространство Церкви”? Снятие анафемы с Филарета? Кто разбирается в тонкостях юрисдикций? Никакого. Никто. Есть храм, служба, священник – и слава Богу. И все это только начало. Против Константинополя не пойдут другие поместные церкви. Это значит изоляция РПЦ. То есть включится чисто политическая риторика: “И ладно! И без вас проживём!” И пошло и пошло…
Борис Якеменко – историк, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов