Categories: Мнения

Татьяна Баева: Быть простым – это самое сложное в спичрайтинге

В рамках совместного проекта ИА "Реалист" и Telegram-канала "Русский Спичрайтер", мы намерены попытаться хоть немного изменить эту несправедливую ситуацию, в том числе предоставив слово профессионалам, которым есть, что сказать и чем поделиться.

Редактор “Русского Спичрайтера” Денис Дворников побеседовал с Татьяной Баевой – пресс-секретарем и референтом экс-губернатора Ненецкого автономного округа Игоря Кошина.

Денис Дворников: Как вы пришли в профессию? Расскажите, как мучились с первым текстом, кто помог, кто повлиял на профессиональное становление?

Татьяна Баева: Из 15 лет, что я работаю в публичных коммуникациях, 8 прошли в международной организации – Всемирном фонде дикой природы (WWF) России. Я спасала моржей и медведей российской Арктики и в одной из поездок на побережье Баренцева моря познакомилась в вертолете с Игорем Кошиным. Он тогда был исполняющим обязанности губернатора НАО. Игорь Викторович встречался с жителями прибрежных сел перед выборами, я вместе с коллегами проводила тренинги по предотвращению конфликтов “человек – белый медведь”. Через пару месяцев после выборов я переехала в Нарьян-Мар из Москвы и начала работать его пресс-секретарем.

Первое время я адски боялась ошибиться. НАО – это маленький регион, где все друг друга знают, много скрытых контекстов. Скрупулёзно выверяла каждое слово, у меня было несколько человек, которые делали check-control.

На стиль моих текстов сильно повлияла работа в международном НКО. Там же собираются настоящие энтузиасты, люди с горящими глазами. Плюс была возможность стажироваться в мировых коммуникационных столицах – Сингапуре, Лондоне, Амстердаме.

В Фонде я научилась говорить просто о сложных вещах, работать в жанре сторителлинга, оформлять живые человеческие эмоции в слова. Самое главное – не бояться быть простым. Быть простым – это самое сложное в спичрайтинге. Настоящее искусство! Особенно когда говоришь о сложных вещах.

Денис Дворников: Что, по вашему, главное в профессии спичрайтера? Как научиться писать чужими словами, точнее в чужой речевой манере? Где берете вдохновение?

Татьяна Баева: Для меня очень важен личный контакт. Я часто сопровождала спикера и постоянно записывала его интересные фразы и мысли. Даже создала отдельный раздел для таких идей в телефоне. Там они ждут своего часа и становятся цитатами в выступлениях или постах в соцсетях. Особенно большой “улов” получался на закрытых от журналистов встречах с жителями. Это и есть мой главный источник вдохновения.

Мне очень повезло с главой НАО – у нас общие базовые ценности, которыми пронизаны все наши тексты. Это свобода, движение, ответственность за свои слова и стремление к результату вместо процесса.  Могу вспомнить только одну тему, на которую мне приходилось “вымучивать” тексты – это православные праздники и события. Я не религиозна, в отличие от Игоря Викторовича.

Читала на вашем канале, что спичрайтер обязан уметь работать с любой фактурой и точкой зрения. Я не универсальный солдат в этом отношении. Если мне не близки идеи и ценности спикера, я не смогу с ним работать.

Денис Дворников: Какой формат текста используете в работе?

Татьяна Баева: График губернатора – это публичные выступления едва ли не ежечасно, поэтому мы используем формат тезисов в мессенджере. В одном коротком сообщении я прописываю структуру выступления (3-5 пунктов) и основные содержательные моменты. В тезисах могут быть несколько ярких цифр, фактов, имена участников встречи, к которым важно обратиться лично во время выступления.

Главная цель тезисов – максимальное вовлечение спикера в событие. Не должно быть ощущения “конвейера” и пустых, универсальных слов. Я люблю повторять: “Если мы обращаемся ко всем, это значит – нас не услышит никто“.

Если говорить о больших программных выступлениях, то это президентский вариант – карточки А5 со смысловыми акцентами, паузами, ударениями, интонацией. На первый взгляд все эти значки кажутся китайской грамотой, но уже через пару выступлений не понимаешь, как можно без них?! И спикер тоже, кстати, мгновенно к ним привыкает.

Денис Дворников: В чем отличие в тестах выступлений российских чиновников и, скажем, независимых активистов, представителей оппозиции? Можем ли мы говорить об особом чиновничьем стиле речи?

Татьяна Баева: Ключевое отличие – в уровне ответственности. Легко быть красноречивым обличителем, когда ты не несешь ответственности за тысячи людей, свет в их домах, чистоту дорог и стабильность вертолетного сообщения. Популизм всегда будет жив, особенно в электоральном цикле. Тем важнее, чтобы представители действующих органов исполнительной власти человеческим языком объясняли свои решения и причины тех или иных событий.

Вечный объект моей профессиональной ненависти – это “птичий” чиновничий язык. Все эти “во исполнение поручений”, “реализации проектов”, “направления взаимодействия”, “конструктивное взаимовыгодное сотрудничество”. Штампы, вызывающие изжогу у любого живого человека. Я с ними постоянно воюю в своих тестах (а для своих сотрудников проводила семинары и приобщала к Главреду). В них жизни нет! Одна тоска и нафталин.

Денис Дворников: Смотрите ли вы на опыт зарубежных коллег? Насколько он применим?

Татьяна Баева: Да, разумеется. Американская культура публичных выступлений мне близка. Мы сейчас говорим о форме, а не содержании. Я не могу сказать, что заимствую их тренды, скорее, получаю подтверждение своих мыслей об уместности того или иного приема.

Мне нравится, когда в речи раскрывается человек. В самую официальную историю люблю добавить случай из жизни, или даже начать выступление с этого случая. Очень важно также взаимодействие с аудиторией, интерактивы. Обычно это благодарность конкретным людям или командам, но вариантов множество.

Публичные речи американских политиков – это больше про эмоции, на мой взгляд. Фокус уходит от “что говорит?” на “как говорит?”. В нашей культуре важнее конкретика, реальные дела. Однако это не значит, что за этими делами мы должны забывать о форме подачи.

Денис Дворников: Подготовка текста. С чего вы начинаете? Какие вопросы вы задаете коллегам по поводу мероприятия?

Татьяна Баева: Подготовка начинается с цели (привет капитану Очевидность!). Выступление ради выступления не стоит времени, потраченного на подготовку.

Затем я тщательно изучаю потенциальную аудиторию, ее интересы, площадку и условия выступления (время, очередность, количество спикеров и их тезисы). Здесь мелочей нет! Если ваш спикер выступает на правительственной комиссии, а перед ним федеральный министр выдал всю вашу фактуру, это плохая история. Или если ваш спикер выступает на уличном новогоднем празднике, а перед ним в списке два многословных ветерана, то больше 2-3 ярких фраз нет смысла ему готовить.

Структура выступления – мой “профессиональный Бог”. Когда я выстроила структуру, это значит, что половина работы сделана и я могу расслабиться собирать “мясо” на этот костный каркас. В моей типичной структуре всегда есть вступление, основная часть, эмоциональное окно, кульминация, интерактив и заключение.

Вступление – то, что заставляет слушателей проснуться (если спикер выступает не первым) или просто настроиться. Обычно это шутка, иногда – короткое видео. В основной части изложена основная аргументация. В ней обязательны яркие примеры, подтверждающие тезисы. Цифры обычно сравнительные, а не абсолютные – так нагляднее.

Я люблю сопровождать выступления слайдами, которые помогают делать акценты на главных цифрах. При этом, естественно, спикер не обращается к слайдам и не читает на них написанное.

Эмоциональное окно необходимо, особенно в длинных выступлениях. Это та самая благодарность людям, случай из жизни или просто трогательная история. Эмоциональное окно подготавливает слушателя к кульминации выступления.

Кульминация – то, ради чего собрались все участники мероприятия. Озвучивание принятого решения, главного итога работы, результата. Здесь особенно важна интонация. Паузы между предложениями могут достигать нескольких секунд.

В заключении мы повторяем главные мысли выступления, закрепляем эффект и обязательно мотивируем аудиторию, призываем к действию, которое нам необходимо.

Интерактивы могут быть в любом месте и виде. Самый простой: ответ на вопрос спикера с помощью поднятой руки. Технологичный: голосование с помощью гаджетов и специальных программ.

Денис Дворников: Чиновничьи аккаунты в соцсетях – зло или возможность для экспериментов?

Татьяна Баева: Чиновничьи аккаунты в соцсетях – это просто возможность. Возможность быть услышанным. Возможность раскрыться как человек и лидер. Возможность получать оперативную обратную связь.

Я – фанат этого способа коммуникации. За три года, что занималась аккаунтом Игоря Викторовича Вконтакте количество подписчиков увеличилось в 10 раз. По данным региональных социологических исследований этот канал лидировал среди источников информации о деятельности главы региона, когда мы работали в НАО.

Единственный нюанс – если сам политик далек от социальных сетей, то лучше не стоит и начинать. Сети не прощают неискренность.

В нашем случае мой руководитель регулярно сам отвечает на личные сообщения, я только помогаю ему с постами и определяю векторы развития. К примеру, сейчас у него появился аккаунт на Facebook, так как работа в министерстве подразумевает не столько “народную” историю, сколько коммуникацию с экспертным сообществом.

Денис Дворников: Что хотите пожелать коллегам в других регионах? Каких профессиональных достижений?

Татьяна Баева: Достижение сомнительное, но я научила своего шефа выражению “голимый тухляк” ©. Так мы называем мероприятия и выступления, не несущие практической пользы. Я желаю коллегам (да и себе тоже) никогда не быть таким “тухляком”, в каждое выступление вкладываться, как в последнюю песню своей жизни. Давать бой формализму! Лучше пробовать и ошибаться, чем бояться всего и вся, бояться выделиться. Как прочитала недавно, 9 из 10 неудач формируют твою компетенцию. Рост без них невозможен!

Татьяна Баева – спичрайтер губернатора Ненецкого автономного округа, специально для Информационного агентства “Реалист”

Беседовал Денис Дворников – публицист, спичрайтер, автор Telegram-канала “Русский Спичрайтер” 

*Татьяна Баева, родилась и выросла в Мурманске. Имеет два высших образования по специальностям “рекламный менеджмент”, “лингвистика и межкультурные коммуникации”. С 2014 года работает в сфере государственного управления. Была пресс-секретарем и советником губернатора Ненецкого автономного округа, пресс-секретарем руководителя Департамента информационных технологий Москвы.

Recent Posts

Рубио смягчил риторику в адрес Китая, обозначив сдвиг во внешней политике США

ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Госсекретарь США и советник президента по национальной безопасности Марко Рубио в ходе…

47 минут ago

Япония объявила пятилетний план инвестиций в Центральную Азию на $19 млрд

ТОКИО (ИА Реалист). Япония поставила цель реализовать в странах Центральной Азии бизнес-проекты на сумму около…

4 часа ago

Путин заявил, что Россия не планирует новых специальных военных операций

МОСКВА (ИА Реалист). Президент России Владимир Путин заявил, что Москва не планирует никаких новых специальных…

11 часов ago

Турция готова расстаться с С-400 ради возвращения в программу F-35

АНКАРА (ИА Реалист). Турция обратилась к России с просьбой рассмотреть возможность возвращения зенитных ракетных комплексов…

24 часа ago

Евросоюз займет €90 млрд для Украины после провала идеи «заставить Россию платить»

БРЮССЕЛЬ (ИА Реалист). Лидеры Европейского союза не смогли договориться о запуске беспрецедентного репарационного займа для…

1 день ago

BP назначила Мег О’Нил новым генеральным директором

ЛОНДОН (ИА Реалист). Британская нефтегазовая корпорация BP объявила о назначении генерального директора австралийской Woodside Energy…

2 дня ago