ТЮМЕНЬ (ИА Реалист). Особенностью недавних митингов явилось отсутствие в них материальной мотивационной составляющей. Если более 20 лет назад КПРФ проводила всероссийские акции протеста, где заявляли о хлебе насущном, то теперь митинги проходят под лозунгами метафизического содержания. Не было требований выплат пенсий и повышения зарплат, да и сам состав участников был далеко не бедствующим: бизнесмены, представители творческих профессий, а также юноши и девушки из благородных семейств. Участие же в них большого количества представителей поколения Z говорит о том, что мы сталкиваемся с нематериальными факторами мотивации.
Редуцируя мотивы в сугубо прагматическую плоскость, можно прийти к выводу, что молодежь можно завлечь определенными благами. Но движущие силы молодежи могут приведены в действие иными механизмами. Автор этих строк довольно плотно в свое время занимался проведением квестов для школьников и может уверенно сказать, что подрастающее поколение можно увлечь интересной идеей игры в командном формате. Азарт, интрига, желание доказать другим и самому себе, что ты чего-то стоишь – вот главный приз. Крайне важны пусть не совсем сложные, но крайне ответственные, от которых зависит успех команды, задания. В такой момент участник не думает о призе или победе – ему нужно с полной отдачей выполнить свой трек задания, чтобы не подвести коллектив.
Памятуя о том, как Том Сойер сманипулировал своими товарищами, представив процесс покраски забора престижным заданием и взяв плату за допуск к нему, приходит аналогия с тем, как формируются модные мейнстримы принадлежности к тем или иным общественно-политическим движениям. Это не западные методички – это общеизвестные методы, которые почему-то оказались слабо востребованы. В этой связи нужен коренной пересмотр в нашей стране молодежной политики, которая должна идти по пути не только активного строительства новых объектов социальной инфраструктуры, но и включать в себя выстраивание поведенческой культуры и внедрение в сознание определенных смысложизненных ориентиров. Нам нужно не только правильно осмыслить прошлое, но и научиться интерпретировать настоящее и формировать образы будущего.
Общепризнанно, что молодежь является наиболее активной частью общества, стремящейся к преобразованиям. Она желают перемен, но не всегда хватает необходимых знаний и жизненного опыта. Если это дело поправимо, то отсутствие ощущения реальности мира куда опасней. Ведь в таком случае вся жизнь проходит в интернете, все выражается смайликами, мемами и флешмобами, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Но при этом для активных пользователей соцсетей эти симулякры обладают поистине сакральным значением.
Андрей Шуклин – пресс-секретарь Общественной палаты Тюменской области, специально для ИА Реалист