Владимир Путин и Си Цзиньпин перед началом заседания круглого стола лидеров форума "Один пояс, один путь". Иллюстрация: kremlin.ru
На прошедшем в Пекине форуме председатель Си Цзиньпин заявил, что инициированный им мегапроект “Один пояс – один путь” – это “путь мира, процветания, открытости и инноваций”. Что конкретно входит в “путь мира”, а что нет, на данный момент неизвестно. Эта инициатива – скорее попытка Китая экспортировать свой инфраструктурный пузырь в другие страны, с заведомо известным, неутешительным результатом.
Президент России Владимир Путин, выступив после хозяина форума, заявил о необходимости создания большого евразийского партнерства, которое свяжет Азию и Европу. Его формирование возможно за счет сложения потенциалов таких интеграционных форматов, как Евразийский экономический союз, “Один пояс, один путь”, Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Для интеграции стран Евразии необходимо делать движение товаров на евразийском пространстве быстрым и удобным, нужно двигаться в сторону унификации норм технического регулирования как для традиционных промышленных и сельхозтоваров, так и для новой высокотехнологичной продукции, также необходимо снимать инфраструктурные ограничения для интеграции и создавать систему современных связанных транспортных коридоров. На самом деле, сделать это сейчас особенно сложно – все низко висящие экономические плоды политической дружбы с Пекином были собраны с момента присоединения Крыма. Надеяться на магию Шелкового пути, как показали три года, бесполезно – он пока никуда не ведет.
Интересы России и Китая совпадают далеко не на 100%. Очевидно, что Поднебесная заинтересована в так называемых широтных коридорах, то есть идущих с востока на запад. Для России крайне важны не только они, но и перспективные меридиональные коридоры, идущие с севера на юг. Это и транспортные ветки через Кавказ на Иран, и пути через Центральную Азию на Иран, а в долгосрочной перспективе на Индию. Они позволят существенно сократить цену и скорость доставки грузов и завязать принципиально новые торгово-экономические связи с Западной и Южной Азией. Тут Китай не помощник.
Как оказалось, ожидания 2013-2014 годов, что Новый Шелковый путь привлечет в Россию и другие страны много инвестиций, не оправдались. Раньше Китай инвестировал в проекты, не оглядываясь на их эффективность, что в итоге привело к возникновению больших банковских дыр в Китае в 2015 году. Поэтому Пекин был вынужден изменить подходы к оценке финансовых рисков и остановить финансирование тех проектов, экономическая перспектива которых была неясна. Например, Фонд Шелкового пути (ФШП) с объемом $40 млрд профинансировал с 2014 года всего пять проектов. Если бы это был обычный коммерческий фонд, его команду давно бы уволили.
Для Москвы сотрудничество с Китаем предоставит возможность модернизации малоразвитых регионов Дальнего Востока и Сибири, которые нуждаются в инвестициях и современной инфраструктуре. Однако пока Фонд Шелкового пути не слишком активно инвестирует в российские проекты. Две крупные инвестиции в Россию в рамках Нового Шелкового пути через ФШП – это приобретение 9,9% акций в проекте компании НОВАТЭК по производству сжиженного природного газа “Ямал СПГ” и выкуп 10% нефтехимического холдинга «Сибур». Это пока единственный практический результат для России. Можно сказать, что участие Китая в этих двух проектах можно считать “политическими инвестициями” в дружеские отношения между лидерами стран. Привлечение китайских инвестиций в строительство инфраструктуры на территории РФ тоже обладает побочным эффектом: китайские вложения будут означать использование китайских технологий и оборудования, что нанесет ущерб российскому производству. Рычаги воздействия Китая обширны, что создает дополнительные риски для России.
В мае 2015 года Путин и Си Цзиньпин на саммите в Москве договорились о сопряжении двух экономических инициатив: Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Однако пока принципы сопряжения не выработаны. Сопряжение — это попытка установить правила игры, которые смогут гармонизировать отношения между странами ЕАЭС и Китаем. Конечно, сделанное в мае 2015 года заявление является компромиссной политической деклараций, но это важный компромисс, поскольку он запустил переговорный процесс между ЕАЭС и Китаем. Сопряжение ЕАЭС и ОПОП может снизить риски возможного конфликта между Китаем и Россией в случае столкновения интересов в Центральной Азии. Экономическое влияние Китая в Центральной Азии будет расти, вслед за экономическими интересами у Китая могут появиться и военные. России предстоит сформулировать свое отношение к этому, сопряжение позволит разделить зоны ответственности в регионе и таким образом застраховать отношения от потенциального конфликта на ближайшие несколько лет.
Российскую часть проекта “Экономический пояс Шелкового пути” планируется реализовать к 2020 году. Именно тогда можно будет в полной мере судить об эффективности российско-китайского сотрудничества, как в рамках “Шелкового пути”, так и в сопряжении двух инициатив. Сейчас нужны годы упорной работы по укреплению институтов, улучшению инвестклимата, пробиванию нетарифных барьеров на китайском рынке и сохранению управленческого фокуса на работе с китайскими инвесторами.
Ирина Троян – эксперт по Китаю и странам Восточной Азии, специально для Экспертной трибуны “Реалист”
МОСКВА (ИА Реалист). Правительство России дополнительно выделило более ₽60,5 млрд на поддержку программы льготного кредитования…
ТОКИО (ИА Реалист). Экспорт зеленого чая из Японии за первые десять месяцев текущего года достиг…
ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Генеральный директор YouTube Нил Мохан сообщил, что ограничивает использование соцсетей и онлайн-платформ…
МИНСК (ИА Реалист). Президент Беларуси Александр Лукашенко в рамках достигнутых договоренностей с президентом США Дональдом…
ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Корпорация Microsoft получила право самостоятельно развивать продвинутые системы искусственного интеллекта после изменения…
ИСЛАМАБАД (ИА Реалист). Военный суд Пакистана приговорил бывшего руководителя Межведомственной разведки (ISI) генерал-лейтенанта Фаиза Хамида…