Categories: Мнения

О значении Матери Божией и Ее праздников в истории России

МОСКВА (ИА Реалист). Сегодня Успение Матери Божией. О Ее последних днях мы знаем не из Евангелия, а из других источников — Дионисия Ареопагита, Мелитона Сардийского, Епифания Кипрского. Незадолго до своего Успения Она, зная о грядущем от архангела Гавриила, возвестила об этом ученикам Христа. В назначенный час Господь принял душу Девы Марии, а апостолы совершили погребение Ее тела в Гефсимании. Вскоре по своем Успении Матерь Божия явилась к апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». А через несколько дней во гробе Матери Божией были обнаружены только Ее погребальные пелены, которые были доставлены в Константинополь, в храм во Влахерне. Именно этот храм сыграл огромную роль в установлении праздника Успения и культа Матери Божией на Руси.

В «Повести Временных лет» имеются свидетельства, что в 866 г. дружины русов во главе с Аскольдом и Диром «в двою сот корабль Царьград оступиша» и готовились взять его штурмом. Император вместе с патриархом Фотием молился всю ночь во Влахернском храме. Утром Ризу Матери Божией, в которой Ее погребали, вынесли из храма и омочили в море. Внезапно поднявшаяся сильнейшая буря раскидала суда русов и спасла город. Только несколько кораблей возвратилось домой.

Парадоксально, но факт — именно это событие (поражение руссов под Константинополем) способствовало распространению богородичных праздников на Руси (например, праздник Покрова до XIX в. праздновался только в России) и особому почитанию на Руси Богоматери, которая стала покровительницей русского воинства. Как получилось, что событие, связанное с поражением русов, стало знаком особого расположения Матери Божией у Руси, а Влахернский монастырь одним из самых посещаемых паломниками? Здесь нужно принять во внимание, что наказание Божие с точки зрения человека того времени это знак особой заботы Бога о наказываемом. Наказывались русские язычники, победа же над ними греков-христиан была победой правоверных над неверными. Религиозные различия были для средневекового сознания важнее различий национальных.

С первых веков христианства на Руси Успенские храмы становятся главными храмами многих городов и монастырей. Первый храм Руси — Десятинная церковь в Киеве — была посвящена Успению Богоматери. В XII столетии культ Матери Божией и Ее Успения стали распространять во Владимиро-Суздальском княжестве князья Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. Первый поставил во Владимире Успенский собор. Андрей Боголюбский обстроил и расширил Успенский собор во Владимире, главный храм его загородной резиденции в Боголюбово был посвящен Рождеству Богоматери, а в одной версте от резиденции на берегу Нерли князь поставил первый в русской истории храм Покрова Пресвятой Богородицы. В центре Боголюбова стоял загадочный «Богородичный столп» с ликами Матери Божией. И, наконец, главным храмом Русского государства и Русской Церкви в конце XV столетия стал Успенский собор Московского Кремля.

Особое, теплое отношение к Матери Божией выразилось в огромном разнообразии ее иконографических типов, отражающих в названиях самые глубокие чувства, самые искренние надежды. «В скорбех и печалех Утешение», «Целительница», «Милостивая», «Нечаянная Радость», «Неупиваемая чаша», «Млекопитательница», «Утоли моя печали», «Умиление», «Путеводительница», «Всемилостивая», «Всех скорбящих радость», «Неувядаемый Цвет», «Взыграние Младенца». За каждым из этих названий сотни чудес, тысячи сбывшихся надежд, побежденных несчастий, прозрений. Не случайно, кроме Спасителя, лишь к Матери Божией можно обращаться со словами: «Пресвятая Богородица, спаси нас» — ко всем святым обращаться лишь как к заступникам («помогай нам», «моли Бога о нас»), но не к Спасителям.

Поэтому праздник Успения Матери Божией это не только возможность еще раз выразить любовь и почтение к «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», возможность обратиться к ее предстательству и заступничеству, к Ее подлинной Материнской Любви не только к своему Сыну, но и ко всем нам. Это также возможность понять значение Матери Божией и Ее праздников в истории Руси и России.

С праздником.

Борис Якеменко — заместитель директора Центра исторической экспертизы при РУДН

Борис Якеменко

ФИО: Якеменко Борис Григорьевич Дата рождения: 12 августа 1966 года Город: Москва Страна: Россия Образование: Российский университет дружбы народов Ученая степень: кандидата исторических наук Специализация: история России Научные и общественные интересы: история Средневековой Руси, русская средневековая культура и общественная мысль, история религий

Recent Posts

Разложение западной цивилизации способствует росту исламского фундаментализма

АЛМАТЫ (ИА Реалист). Итоги выборов во Франции или Британии стали не сдвигом вправо или влево,…

1 день ago

Лейбористы одержали победу на выборах в Британии

ЛОНДОН (ИА Реалист). Премьер-министр Великобритании Риши Сунак официально заявил об уходе с поста председателя партии…

1 день ago

В гонке за искусственный интеллект Китай составит конкуренцию с США

ГОНКОНГ (ИА Реалист). Китай может составить здоровую конкуренцию США в гонке за искусственный интеллект (ИИ).…

2 дня ago

Новое правительство ЮАР продолжит поддерживать палестинцев в конфликте с Израилем

ПРЕТОРИЯ (ИА Реалист). В Южной Африке сформирован новый кабинет министров. Как сообщает Сhatham House, новая…

2 дня ago

Россия готова вернуться к стамбульским договоренностям по Украине — Путин

АСТАНА (ИА Реалист). Стамбульские договоренности, заключенные между Россией и Украиной весной 2022 года, никуда не…

2 дня ago

Катар ведет переговоры с Россией о подключении к транспортному коридору Север-Юг

АСТАНА (ИА Реалист). Катар заинтересован в подключении к транспортному коридору Север-Юг. Как сообщает пресс-служба Кремля,…

2 дня ago