КАИР (ИА Реалист). Россия на протяжении последних 70 лет пытается утвердиться на Ближнем Востоке, вдали от Сирии — самого надежного партнера Москвы. Но эти годы научили нас только одному, а именно, что Россия не приветствуется в этом регионе по многим причинам.
Самая главная из этих причин заключается в том, что России нечего предложить лидерам стран региона, кроме права вето в Совете Безопасности ООН. Россия не имеет права отменять экономические санкции Запада, так как она сама является объектом этих санкций.
У России нет возможности влиять на одобрение, например, кредитов, выдаваемых Всемирным банком или Международным валютным фондом, в которых нуждаются лидеры стран региона.
Даже на уровне двустороннего торгового баланса России со странами региона мы обнаруживаем значительную слабость в цифрах: большая часть продуктов связана с оружием, нефтепродуктами и зерном. И эти товары вовсе не говорят о наличии экономических отношений между Россией и странами региона. Так что Россия для стран Ближнего Востока не так важна в плане экономического партнерства, как Южная Корея.
Что касается политического уровня, то Москва и ее официальные лица, отвечающие за внешнюю политику, не имеют никакого влияния на политику стран региона по всем вопросам. Наличие личных контактов между Россией и лидерами ХАМАС или лидерами палестинского движения ФАТХ не означает, что Россия играет роль в палестино-израильском кризисе.
Даже Израиль не приветствует российское присутствие в Сирии, и мы видели проявления этого нежелания во многих позициях израильской армии против российского военного присутствия в Сирии.
Кроме того, если смотреть на Иран, который является партнером России, следует обратить внимание на аудиозаписи министра иностранных дел ИРИ относительно позиции Кремля по ядерной сделке, показывающие нам, что иранские политики на самом деле думают о РФ и ее лидерах.
Вернемся к вопросу о военно-морской базе в Судане. Соглашение по этому поводу восходит к периоду правления суданского президента Омара аль-Башира. К сожалению, все отношения России в регионе основаны на личном факторе (семья Башара Асада, диктаторский режим в Судане и до этого Муаммар Каддафи), и этот личный фактор приводит к любым договоренностям стран региона с Россией, которые создают им пространство для маневров в отношениях с Западом и США.
Соглашение о российской военно-морской базе совпало с суданско-западными переговорами об отмене долгов и исключении Судана из списка стран-спонсоров терроризма. И Россия, как всегда, проглотила наживку.
Судану это действительно удалось, так как его исключили из списка стран, спонсирующих терроризм, возобновились прямые переговоры с Вашингтоном и была списана значительная часть его долгов.
И здесь важно попытаться понять, как российские официальные лица смогли поверить в то, что США позволят присутствовать в Красном море? Как Египет может это допустить? Как Саудовская Аравия может согласиться на присутствие России в Красном море?
Проблема здесь не в Судане, не в Ливии или Египте (который изгнал российские войска в 1972 году), а настоящая проблема в отношениях российских политиков с лидерами этих стран.
Если Россия действительно хочет иметь присутствие на Ближнем Востоке, она должна сначала изменить то, как она ведет себя, или поменять российских политиков, которые за 70 лет российско (советско) — арабских отношений показали свою несостоятельность.