ТОКИО (ИА Реалист). Министерство торговли Японии провело анализ мирового рынка СПГ и сообщает, что поставки сжиженного природного газа уже «распроданы» на многие годы вперед. Япония является его крупнейшим импортером.
До недавнего времени Япония была основным потребителем и акционером грабительского проекта «Сахалин-2». Практически весь СПГ с Сахалина, а это 9,6 млн тонн в год, шел в Японию. Поэтому Токио мертвой хваткой вцепился в «Сахалин-2» даже после указа Владимира Путина о национализации проекта. (Под предлогом о нарушении поставок импортного оборудования зарубежными партнерами в Москве решили сменить управляющую организацию).
В июле «Сахалин-2» перешел в российскую юрисдикцию под началом нового ООО (прежнее было зарегистрировано на Бермудских островах и прибыль оседала там же). Теперь прибыль зачисляется на российские счета без возможности ее вывода за границу.
Однако, чтобы остаться в проекте в прежних долях, японским инвесторам пришлось бы официально признать новый юридический и финансовый порядок, продиктованный Россией. Концернам Mitsui и Mitsubishi на пару принадлежит 22,5% в структуре управляющей компании. Подписались ли японцы под национализацией проекта «Сахалин-2», история пока умалчивает.
Судя по свежим новостям, они все же это сделали наперекор американским оккупантам. В частности, сообщают, что Доля СПГ из РФ в японском импорте выросла до 10,4% после роста закупок в октябре на рекордные 34,9% (по сравнению с октябрем прошлого года). Стоимость российского СПГ при этом поднялась на 161,9%.
Данные о том, что японцы продолжают активно дышать российским СПГ, подтверждаются и ноябрьской новостью об интересе Токио к закупкам дополнительных объемов от нового проекта «Арктик СПГ-2». Как выразился посол РФ в Токио Михаил Галузин: «Это дополнительно к тому, что поступает уже с «Сахалина-2»».
По словам Галузина, в поставках газа в Японию с полноформатным запуском «Арктик СПГ-2» добавится еще примерно 2 млн тонн голубого топлива. Второй проект российского «Новатэка» на полуострове Гыдан в ЯНАО предусматривает строительство трех заводских линий по производству сжиженного природного газа. Первая из них заработает в 2023 году. Если с производством сырья мы справляемся, то, к сожалению, судов для транспортировки СПГ в России не строят. Это больно бьет по национальным интересам и сужает возможности мирового экспорта. А они есть и весьма перспективные.
Из недавних новостей о состоянии рынка: QatarEnergy подписала контракт с китайской государственной компанией Sinopec на поставку сжиженного природного газа, согласно которому китайская компания будет ежегодно получать 4 млн тонн СПГ в течение 27 лет. Это самый долгосрочный контракт в истории отрасли.
Интересно, что одновременно с непослушанием по российскому газу Япония полностью отказалась от импорта российской нефти, и почти до нуля сократила импорт российского угля. Надо же чем-то задобрить белого господина. Зато на 140% нарастила импорт российской руды и цветных металлов. Но это другое.
Впрочем, стоит подождать новостей от американской энергетики. Вполне возможно, что после выхода на нужные объемы производства Японию все-таки заставят «жрать кактус» и закупать СПГ в США по завышенной цене вместо российского. Прокатило же с Европой…