Безусловно, социальная политика является одним из приоритетных направлений государственной политики России. 2017 год не прошел безрезультатно. Наиболее обсуждаемыми и актуальными стали вопросы повышения, своевременной выплаты и индексации заработных плат и пенсий, повышения МРОТ, разработки новых мер поддержки демографии, увеличения средней продолжительности жизни и улучшения качества жизни инвалидов.
2018 год также обещает быть продуктивным для социальной сферы страны. В федеральном бюджете на социальную политику в 2018 году предусмотрено больше 4 трлн рублей. Особое место в статье расходов бюджета занимает спортивная сфера, так как в этом году Россия впервые принимает Чемпионат мира по футболу. Было принято решение выделить 3272,4 млн рублей на строительство новых спортивных сооружений по всей стране.
Не первый год одним из главных вопросов социальной политики является проблема пенсионных выплат. С января 2018 г. их обещают проиндексировать на 3,7%. В результате средний размер страховой пенсии по старости вырос до 14,075 тысячи рублей. Третья волна индексации стартует с 1 апреля и распространится на пенсии по государственному обеспечению, включая социальные. Увеличение будет на 4,1%.
Президент инициировал программу по выплатам материнского капитала, которая способствует демографическому росту. Данный вид финансирования продлен до 2021 года, также запущена спецпрограмма ипотечного кредитования семей (при рождении второго или третьего ребенка в 2018 г.), определена и установлена сумма ежемесячного пособия семьям при рождении первого ребенка (средний размер такого пособия составит 10,5 тысяч руб., которое будет выплачиваться ежемесячно до достижения ребенком возраста 1,5 года). Следует отметить, что сумма пособия для работающего человека довольно небольшая и вряд ли сможет активно стимулировать на рождение ребенка эту категорию лиц. Для более молодых граждан, студентов, такая денежная выплата действительно сможет стать материальной поддержкой для создания семьи.
Менее обсуждаемым, но не менее важным, является вопрос независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания. В 2017 г. Государственная дума одобрила данный проект ФЗ в третьем чтении. Несмотря на то, что опыт реализации независимой оценки качества ограничен несколькими отраслями социальной сферы и не столь продолжителен (отдельные регионы, как, например, г. Москва, стали его применять только в 2015 г.), уже накоплено достаточно информации, позволяющей делать выводы о типичных проблемах, рисках, сопряженных с внедрением этой инновационной процедуры. Итоговый рейтинг учреждений в качестве единственного результата проведения независимой оценки качества не устраивает ни руководителей учреждений, ни потребителей социальных услуг. К сожалению, в настоящий момент нет данных о запросах представителей общественного совета и органа исполнительной власти. Но, судя по количественным результатам независимой оценки качества, он тоже их вряд ли удовлетворяет. Независимая оценка качества законодательно определена, как процедура прозрачная и публичная. Но для того, чтобы использовать эту возможность, прежде всего, необходимо оценить ее потенциальную полезность для всех акторов, вовлеченных в процесс независимой оценки качества. Очень важно, чтобы работа по реализации положений данного проекта федерального закона продолжалась и в 2018 г., и дальше.
Одним из основных направлений социальной политики всегда являлось снижение числа безработных в стране. Уровень безработицы в январе 2017 г. составил 5,6%. Службы занятости бесплатно могут оказать финансовую помощь самозанятым, фермерам, индивидуальным предпринимателям при их государственной регистрации как предпринимателя. Безработные, а также члены их семей могут получить помощь при переселении в другую местность для трудоустройства. Не менее остро стоит вопрос о занятости инвалидов, которых больше 12 тыс. человек на 1 января 2017 г., согласно Росстату. Из них занятыми оказалось 2 тыс. человек, однако здесь стоит указать, что это те инвалиды, которые состоят на учете в системе Пенсионного фонда России. С 2018 года службы занятости обязаны оказывать содействие людям с ограниченными возможностями здоровья при трудоустройстве.
Не так давно на повестке дня оказался Жилищный кодекс, который активно редактируется. Так, например, депутаты всех фракций внесли в Госдуму законопроект, позволяющий компенсировать пожилым собственникам квартир уплату взносов за капремонт. До это право на льготу могли получать только инвалиды I и II группы или одинокие пенсионеры, но не тогда, когда они живут вместе. Сейчас этот вопрос урегулирован на законодательном уровне.
Что касается образования, то здесь внимание уделяется как школьному уровню, так и университетскому. Например, в 2018 году будут выделены субсидии из федерального бюджета в размере 9 млрд рублей 21 российскому вузу в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Также был внесен ряд изменений в постановление правительства о федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
Нельзя отрицать то, что сейчас государство ориентируется на молодежь, а значит, стремится создать необходимые условия для налаживания комфортных отношений между органами власти и молодым поколением. Актуальной является проблема занятости молодежи. Было предложено разработать комплекс мер по развитию системы занятости молодежи и прямого содействия выпускникам вузов и колледжей. Одна из основных идей – это обеспечение молодых людей нужной помощью для продвижения в карьере – наставничество. Данная инициатива была поддержана правительством. Молодежь, как особая социальная группа – двигатель общества, чему и способствует государственная политика.
Таким образом, все вышеперечисленные меры направлены на улучшение благосостояния жизни граждан, так как это одни из основных функций государства. Очевидно, что реализация любой из этих мер требует времени, но, так или иначе, постепенное их выполнение положительно скажется на развитии общества.
Николай Калмыков – кандидат социологических наук, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС, специально для ИА “Реалист”