Название у меня получилось очень модное для современной исторической науки. Сегодня у наших зарубежных коллег, да постепенно и у нас, стало модным уходить от понимания исторического процесса к фиксации и описанию его индивидуального переживания и проживания в разные исторические периоды и в разных событиях.
Вот и я пишу как раз о своем опыте личного переживания моего детства и моего отношения к молодёжной коммунистической организации – ВЛКСМ.
В моем детстве и юношестве не было электронных коммуникаторов, поэтому я много читал, думал и мечтал, общался со сверстниками. И одно из важных для меня направлений размышлений и мечтаний – был коммунизм, формирование нового общества, возможность участия в этом общем деле, общей борьбе и судьбе, общей мечте многих поколений. С 14 лет можно было вступить в комсомол. И я, как все мои одноклассники, тогда хотел вступить в комсомол, хотел вступить одним из первых, хотел быть достойным своего членства в этой организации.
Моих товарищей и меня тревожило, что живем мы не в героическое время, как пришлось нашим старшим товарищам. Ведь комсомольцы когда-то участвовали в гражданской войне, в индустриализации страны, в трудовых подвигах первых пятилеток, в Великой Отечественной войне, в подъеме целины и строительстве БАМа. А что досталось нам? Вокруг нас была достаточно благополучная жизнь, мирное сосуществование. А где же и как себя проявить?
Это был вопрос к себе, к своему отношению к жизни. Это был вопрос о том, как соединить высокое, духовное и обыденное, повседневное? Как соединить мечту и жизнь, любовь и жизнь, работу и духовную высоту? Как сделать так, чтобы высокое было не только в окопе войны, на грани между жизнью и смертью, как это сделать частью повседневности, частью негероической обыденности, частью своей судьбы?
А ведь и правда, коллеги-студенты, как сделать такой шаг? У вас даже может такого вопроса не существовать, ведь правда? Но от этого проблема-то не исчезнет? И вы, когда встретитесь если не с этим вопросом, а только с детьми, всё равно почувствуете этот вопрос. Как только жизнь если и не встречается, а только вспоминает о смерти, про ограниченность своего жизненного пути, о границах своей судьбы, сразу же возникает вопрос о смысле, о главном, о том, как и для чего жить.
А теперь про то, как это выглядело в моей 14-летней жизни. У меня был и есть товарищ Гриша, мой одноклассник, сейчас командир военного корабля на Балтике. Мы с ним жили на одной лестничной клетке на территории 16-ого гвардейского мотострелкового Львовского ордена Ленина, Краснознамённого, орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого полка, в/ч 60524, позывной “Редкостный” в городе Бад Фрайенвальде в Германской Демократической Республике. В нашем 2-этажном доме располагался музей Боевого пути полка. А с торца здания на втором этаже жили две семьи – моя и моего друга.
Вот в 1975 году, весной, после того, как нам исполнилось 14 лет, мы вступали в комсомол. Было комсомольское собрание в нашем классе, когда несколько первых комсомольцев-одноклассников спрашивали нас, беседовали с нами, а мы отвечали – почему мы хотим стать комсомольцами. Самое интересное, что таинство вступления в духовное сообщество, как я тогда ощущал, сохраняется для меня до сих пор.
За год до этого, в марте 1974 года, со мной произошел случай, в день моего 13-летия ко мне прибежал мой друг. А я сидел дома один и что-то думал об этой дате, ответственности, вырабатывал отношение к дню рождения и проживанию жизни, да и просто играл, и просто читал. И вот мой товарищ, мой одноклассник говорит: “Пошли! Пошли скорей! Немцы во главе с Генрихом загнали наших ребят в подвалы и строят крепость у нашего дома! Все ждут тебя!“.
Генриха мы знали давно. Генрих, стройный белёсый, как из фильмов, был немецким заводилой. Генрих был нашим ровесником и жил в первом немецком доме за нашим офицерским. А в культурном пограничье люди всегда выделяют фигуры диалога, своего взаимодействия, даже если они и не говорят друг с другом. Но все их знают, и они всех знают на этом “пограничье”. Так это звучит из взрослости. Такое же «пограничье» было когда-то в США в полосе взаимодействия белых и индейцев. Такое же пограничье было у нас в детском взаимодействии немцев и русских. В этом же взаимодействии и даже в детстве было ясно про ещё один момент соприкосновения культур – мы все для немцев были русскими, независимо от цвета наших глаз, волос, комплекции и национальности. Даже солдаты, обращавшиеся друг к другу: “Ара! Ара! Ара!” – и те были русскими, тем более что, покидая полк, все они трижды кричали “ура”.
Честно говоря, идти драться в день рождения мне не хотелось. Мне не хотелось драться. Я не любил драться. Но я был военным вождем. Мы играли в индейцев. Индейцы прерий сиу-дакоты были для нас идеалом и эталоном отношения к жизни и правде. А я в этой жизненной игре был военным вождем. Я не мог не пойти. Вот и вся история. Кстати, так бывает не только в игре, но и в жизни. Так бывает и в жизни не только индейцев, но и комсомольцев, и коммунистов – вы ведь помните художественные фильмы, где в критической жизненной ситуации кто-то говорит: «Коммунисты и комсомольцы, ко мне» – надо остаться или надо сделать. Так бывает в тех сообществах людей, будь то первобытность или современность, где среди главных ценностей находятся не вещи, а смыслы – нравственные и духовные.
И я пошёл к тому месту, где немцы начали строить “крепость”. Я пошел со своим другом к “Новому дому”. Так назывался офицерский 5-этажный дом примерно в километре от полка, за которым сразу начинались дома немецкого города.
Случилось так, как всегда показывают в наших фильмах. В подвалах я нашел всех мальчишек из этого офицерского дома, начиная от моего возраста до тех, которые только начали ходить. Вот всех их я и повел в атаку на немцев. А немцы были нашего возраста – лет 13 и до 14. Возрастные психологи знают, что это различие в год разницы в тот период очень сильно чувствуется и ощущается. Была наша атака и была победа. Немцы убежали, а мы ходили с палками вокруг немецкого дома, к окнам которого приникли немецкие лица разных поколений, вглядываясь в нашу тайну, тайну русских. Но мы не могли иначе, за нами была наша история, история наших предков, память поступков.
И вот, год спустя, я весной же вступил в комсомол. Был обычный весенний немецкий день, темное небо, сильный порывистый ветер и непрерывный моросящий дождь разной интенсивности… Нас приняли в комсомол в политотделе действующей воинской части в городе Эберсвальде, где была наша школа № 79. Наши школьные автобусы уехали домой в другой город за 18 километров без нас, и мы с моим другом пошли домой пешком.
Представьте себе сейчас, если бы два юноши 14 лет не вернулись со школьным автобусом из другого города? А в другой стране? А у нас сейчас даже сдать документы в университет сами не всегда могут и хотят. Но нас не хватились, начали только переживать. А мы не боялись. Почему? Потому что комсомолец – это совсем другое чувство ответственности. Мы больше не были детьми, на наших плечах лежала ответственность будущего в настоящем. А если просто – что получится в будущем, зависит от того, как и что мы сделаем сейчас.
В Германии как обычно моросил дождь, было темно и сыро, небо опустилось еще ниже. Мы шли с комсомольскими билетами на груди… Мы стали другими… Мы стали взрослыми… От комсомольского билета замечательно пахло краской корочки его обложки, который я и сейчас ощущаю, навсегда физически запомнил. Но остался ли для меня комсомол только физической памятью, или это память души, чего-то главного в жизни?
P.S. А что же дальше? Дальше, когда меня там уже не было, в 1985 году 16 гвардейский мотострелковый полк был преобразован в 6-й гвардейский танковый полк. Потом наши войска вышли из Германии и полка не стало. А 30 июня 2018 года Президент Российской Федерации Указом № 382 восстановил тот героический полк из Германии и присвоил танковому полку почетное наименование «6-й гвардейский танковый Львовский ордена Ленина, Краснознамённый, орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого полк».
Вот вам и история, и комсомол, и быль.
Алексей Ананченко – кандидат исторических наук, директор Института истории и политики, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории Московского педагогического государственного университета, специально для ИА “Реалист”
ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Президент США Дональд Трамп подписал указ, официально классифицирующий синтетический наркотик фентанил как…
ЛОНДОН (ИА Реалист). Глава Секретной разведывательной службы Великобритании (MI6) Блейз Метревели в своей первой публичной…
ПЕКИН (ИА Реалист). Китайский малозаметный беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета CH-7 совершил первый испытательный…
ПЕКИН (ИА Реалист). Экономическое замедление в Китае в ноябре приобрело более устойчивый характер: рост розничных…
САНТЬЯГО (ИА Реалист). Правый политик Хосе Антонио Каст одержал победу на президентских выборах в Чили,…
ГРОЗНЫЙ (ИА Реалист). Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров во время ежегодной прямой линии заявил, что…