МОСКВА (ИА Реалист). Российская партийная система продемонстрировала гибкость в условиях сложной социально-экономической ситуации, отмечается в докладе Агентства политических и экономических коммуникаций по итогам парламентской кампании. Эксперты подчеркивают, что динамика протестных настроений развивалась по одному из наиболее умеренных сценариев, «повлияв на итоги кампании, но не приведя к заметному росту уличной протестной активности».
«Единая Россия» смогла сохранить и переформатировать широкую общественную коалицию на собственной платформе даже после непопулярной пенсионной реформы 2018 года и новых вызовов для политической системы в 2020-2021 годах. Это можно объяснить как активной работой с социальной повесткой со стороны Владимира Путина и ролью партии в подготовке ряда резонансных социальных инициатив задолго до старта нынешней кампании, так и выигрышной региональной составляющей программы, предложенной «Единой Россией». При этом можно отметить одновременную долгосрочную работу федерального руководства партии с региональной проблематикой, а также проактивную роль губернаторов, вошедших в ее список», — говорится в докладе.
Эксперты АПЭК отмечают, что парламентская система демонстрирует тенденцию к поддержанию статус-кво:
«Произошло не изменение состава «парламентской четверки», а ее дополнение еще одной партией («Новые люди»), представляющей электоральные группы, как правило, выступающие в качестве «временных попутчиков» старых оппозиционных игроков. При этом, вопреки ряду наиболее пессимистичных для старых оппозиционных партий прогнозов, даже снижение поддержки двух из них (ЛДПР и «Справедливой России — За правду») не привело к получению ими результатов на уровне или ниже проходного барьера. Не была нарушена даже «иерархия» среди прошедших в Госдуму партий — «Новые люди» не опередили ни одну из старых оппозиционных парламентских сил».
Аналитики отметили, что несмотря на критику дистанционного электронного голосования, заметная доля сторонников оппозиционных партий проголосовала онлайн:
«В Москве уровень поддержки «Единой России» среди избирателей, выбравших ДЭГ, ожидаемо был выше среднего (44,77%) — что вполне естественно на фоне настойчивых призывов ряда оппозиционных политиков игнорировать онлайн-голосование. В то же время заметная доля оппозиционных избирателей, проголосовавших таким образом (так, 15,53% из них составили сторонники КПРФ), говорит о потенциале постепенного расширения аудитории, доверяющей такой форме волеизъявления».














