ИА Реалист: новости и аналитика

Русский / English / العربية

  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика

Турция и Иран хотят установить в Дамаске марионеточное правительство

Спасет ли Сирию конституционный комитет?

Станислав Иванов Станислав Иванов
5 октября, 2019, 11:16
Мнения
Марионетки с картрины Михаила Хохлачёва

Марионетки с картрины Михаила Хохлачёва

Казалось бы, долгий и мучительный процесс формирования Конституционного комитета по Сирии наконец-то завершен и появилась надежда на переход к мирному решению сирийского конфликта. Спецпосланник генсека ООН по Сирии Гейр Педерсен даже объявил дату первого заседания этого органа в Женеве – 30 октября 2019 года. Правда, при этом подчеркнув, что «политическое урегулирование невозможно без снижения насилия и прекращения огня по всей стране».

На экспертном уровне мало кто верит в эффективность работы Конституционного комитета. И не только из-за продолжающейся ожесточенной вооруженной борьбы за власть, территории и природные ресурсы в Сирии и вокруг нее.

Главной проблемой для САР становится масштабное вмешательство во внутренние дела «региональных хищников» в лице иранских аятолл и Реджепа Эрдогана, которые по сути и сформировали угодные им списки этого комитета и имеют совершенно противоположные взгляды на будущее государственное устройство Сирии. Несмотря на то, что наиболее крупные террористические группировки разгромлены, иностранные войска, общей численностью свыше 100 тысяч человек, продолжают оставаться в Сирии.

Наибольшие военные контингенты сохраняются здесь из Ирана и Турции. Тегеран и Анкара не скрывают, что хотели бы видеть в Дамаске свое марионеточное правительство и готовы воевать за это сами и с помощью своих сателлитов «до последнего сирийца». Иностранное военное вмешательство в дела Сирии, безусловно, самым негативным образом сказывается на всех попытках перейти к мирному решению этого конфликта.

Второй «миной замедленного действия» является нежелание Башара Асада и его иранских спонсоров принимать новую конституцию, они лишь имитируют переговорный процесс и допускают в перспективе небольшие поправки в текст этого документа, которые не должны затрагивать интересы правящего алавитского клана и партийной баасистской верхушки. От модели военно-полицейского государства Дамаск и Тегеран не откажутся никогда, так как понимают, что любые свободные выборы приведут к замене режима арабо-алавитского меньшинства на правительство арабо-суннитского большинства.

Третьим «камнем преткновения» может стать изоляция большей части сирийцев от работы этого комитета и процесса создания будущего государства. Ведь из 22,5 млн довоенного населения САР лишь около 7 млн человек осталось проживать на контролируемых Асадом территориях. Именно из их числа сформированы правительственный список и большая часть списка гражданского общества. Накануне асадовцы не погнушались слепить на скорую руку с десяток так называемых «карманных партий».

Свыше 8 млн сирийцев проживают в качестве беженцев в лагерях за рубежом и примерно 4 млн – на контролируемых Турцией территориях северо-запада страны (провинции Идлиб, Алеппо, район Африн и т.д.). Подавляющее число этих сирийцев бежало не от боевиков ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена на территории РФ), а от действий правительственных войск. Многие из них лишены всех прав, жилья, имущества и числятся в списках государственных преступников. Часть их родственников содержатся в тюрьмах и лагерях в качестве заложников. Об их возможной амнистии Дамаск говорить отказывается. Формально эти 12 млн сирийцев должны иметь пропорционально большее число представителей к Конституционном комитете, чем правительство Асада, но на деле турецкие власти включали в него в основном представителей протурецки настроенных сирийских эмигрантов из Стамбула.

Еще в худшем положении оказались жители северо-восточной Сирии, так называемого автономного района «Рожава» и арабские племена восточного берега реки Евфрат, которые вообще не представлены в комитете и не вошли ни в какие списки, а это примерно 4 млн сирийцев. Несколько сирийцев-этнических курдов из Дамаска, Алеппо и Стамбула все же попали в списки правительства или оппозиции, но они никакого отношения к нуждам и чаяниям многострадального курдского народа и «Рожаве» не имеют. Ни ведущая партия «Рожавы» – ПДС, ни вторая по значимости политическая сила курдов – КНС в Конституционный совет не включены. Якобы, против этого возражал Эрдоган.

Таким образом, легитимность навязанного сирийцам извне Конституционного комитета вызывает большие сомнения. Как и в период заключения Севрского договора и Лозаннской конференции 1920-х годов, Сирию пытаются вновь слепить иностранцы без активного участия самих жителей этих территорий. Провал проекта Сайкса – Пико ничему не научил современных политиков и дипломатов.

Пессимизм и скептицизм многих политиков и экспертов по поводу роли и значения Конституционного комитета в урегулировании ситуации в Сирии вполне понятен. Уже сейчас несколько членов комитета взяли самоотвод, другие не верят в возможность принятия новой конституции, реформирования сирийского режима и проведения свободных выборов, высказывают намерение воспользоваться правом вето при голосовании.

Очевидно, не с этого нужно было начинать в поисках мира в Сирии. Сирийцы в лагерях за рубежом, на северо-западе, севере и северо-востоке страны, в первую очередь трехмиллионный курдский народ, ожидали от правительства Асада всеобщей амнистии и уважительного обращения к ним с предложением вместе строить будущую Сирию. Но вместо этого из Дамаска по-прежнему раздаются угрозы физической расправы над всеми сирийцами, несогласными с Асадом, их объявляют террористами, сепаратистами и т.п. Иранские, проиранские, турецкие и протурецкие войска наводят свой порядок в суверенной Сирии, рвут ее на куски, убивают и изгоняют сирийцев.

В такой обстановке вряд ли следует ожидать какого-либо прорыва в переходе к мирному решению сирийского конфликта.

Станислав Иванов – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, специально для ИА «Реалист»

Война в СирииРеджеп ЭрдоганКурдистанСирияБашар АсадВнешняя политика ИранаВнешняя политика Турции
Предыдущая статья

Транзит власти начнется в 2020 году с замены Бортникова и Шойгу: версия

Следующая статья

Трамп разруливает украинский конфликт, чтобы не проиграть большую гонку с Китаем и Европой – мнение

Похожие статьи

Мнения

Труд, служение, команда: образ россиянина будущего

29 января, 2026
Мнения

От первого спутника до новых «Звездных войн» Дональда Трампа

27 января, 2026
Мнения

Угрозы с юга и запада: почему стабильность Абхазии — вопрос безопасности России

22 января, 2026
shutterstock
Мнения

После Арцаха: битва за память и будущее Армении

15 января, 2026
Мнения

Сказ про то, как Тер Комитас Google одолел

14 января, 2026
Мнения

Падение Мадуро стало стратегическим ударом по демократам и их зарубежным связям

4 января, 2026
Важное
Важное

Лавров: Международное право переживает кризис, но многополярный мир неизбежен

21 января, 2026

МОСКВА (ИА Реалист). Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что международное право сохраняет актуальность, несмотря на его систематическое размывание...

Состояние миллиардеров достигло рекордных $18,3 трлн, неравенство усиливается — Oxfam

20 января, 2026

ЛОНДОН (ИА Реалист). Совокупное состояние миллиардеров в мире выросло до рекордных $18,3 трлн, увеличившись за год на 16% ($2,5 трлн),...

Крест из Музея Первопрестольного Эчмиадзина. Фото: ИА Реалист

Комитет по защите ААЦ в Братиславе призвал освободить задержанных священнослужителей

18 января, 2026

БРАТИСЛАВА (ИА Реалист). В столице Словакии состоялось заседание Комитета по защите Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) и христианства в Армении, на...

Глава МИД Ирана предупредил США о готовности к войне на фоне угроз Трампа

13 января, 2026

ТЕГЕРАН (ИА Реалист). Министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи заявил, что страна готова к военному сценарию в случае, если Вашингтон...

Новости СМИ2

Мнения

Труд, служение, команда: образ россиянина будущего

29 января, 2026

МОСКВА (ИА Реалист). Ознакомился в «Коммерсанте» с выжимками доклада Александра Харичева, посвященного прошлому, настоящему и будущему нашей страны. Тезисы доклада,...

От первого спутника до новых «Звездных войн» Дональда Трампа

27 января, 2026

МОСКВА (ИА Реалист). «Звездные войны» давно перестали быть фантастикой. К сожалению, за десять тысячелетий цивилизации человечество так и не научилось...

Угрозы с юга и запада: почему стабильность Абхазии — вопрос безопасности России

22 января, 2026

СУХУМ (ИА Реалист). Завершившийся большой политический цикл в Абхазии 2024–2025 годов — от государственного переворота к избранию легитимной власти —...

shutterstock

После Арцаха: битва за память и будущее Армении

15 января, 2026

МОСКВА (ИА Реалист). В 2025 году ряд российских организаций приступили к реализации проекта «Россия с Вами» по оказанию гуманитарной помощи...

Новости МирТесен

Все права защищены.

© 2017-2025

НАВИГАЦИЯ

  • О нас
  • Миссия ИА Реалист
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети “Интернет”, находящихся на территории Российской Федерации)

ПОДРОБНЕЕ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ

Нет найденных результатов
Читать все результаты
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна

Русский / English / العربية