ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Президент США Дональд Трамп во вторник распорядился ввести «полную и тотальную блокаду» всех санкционированных нефтяных танкеров, входящих в территориальные воды Венесуэлы и покидающих их. Об этом он сообщил в публикации в социальной сети Truth Social, назвав шаг частью усиленного давления на правительство Николаса Мадуро и его ключевой источник доходов — экспорт нефти.
«За хищение наших активов и по целому ряду причин, включая терроризм, наркотрафик и торговлю людьми, венесуэльский режим признан ИНОСТРАННОЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. В связи с этим я приказываю ВВЕСТИ ПОЛНУЮ И ПОЛНУЮ БЛОКАДУ ВСЕХ САНКЦИОНИРОВАННЫХ НЕФТЯНЫХ ТАНКЕРОВ, заходящих в Венесуэлу и выходящих из нее», — написал Трамп.
Пока не уточняется, каким именно образом администрация США намерена реализовывать блокаду и будет ли задействована Береговая охрана, как это произошло на прошлой неделе при захвате нефтяного танкера у берегов Венесуэлы. В регион уже переброшены тысячи американских военных и почти дюжина боевых кораблей, включая авианосную группу.
Правительство Венесуэлы в официальном заявлении отвергло инициативу Трампа, назвав ее «гротескной угрозой». На фоне заявления президента США фьючерсы на американскую нефть подскочили более чем на 1% в ходе азиатских торгов — до $55,96 за баррель. Накануне котировки закрылись на уровне $55,27 — минимуме с февраля 2021 года.
Участники нефтяного рынка связывают рост цен с ожиданиями возможного сокращения венесуэльского экспорта, однако подчеркивают, что многое будет зависеть от практической реализации блокады и от того, коснется ли она танкеров, не находящихся под санкциями. Сейчас мировой рынок нефти остается относительно сбалансированным, а у берегов Китая находятся миллионы баррелей нефти, ожидающие разгрузки. В случае длительной блокады потеря до 1 млн баррелей в сутки может привести к заметному росту цен.
Юристы и законодатели в США уже поставили под сомнение законность такого шага. Профессор международного права Калифорнийского университета в Беркли Елена Чачко заявила, что блокада традиционно считается «инструментом войны» и допустима лишь при строгом соблюдении международных норм.
«Существуют серьезные вопросы как с точки зрения внутреннего права США, так и международного права», — подчеркнула она. Конгрессмен-демократ от Техаса Хоакин Кастро назвал блокаду «несомненным актом войны», на который Конгресс не давал санкции.
Фактически ограничения на вывоз венесуэльской нефти уже действуют: после захвата танкера суда с миллионами баррелей нефти предпочитают оставаться в венесуэльских водах, опасаясь перехвата. Ситуацию усугубила и кибератака, которая на этой неделе вывела из строя административные системы государственной нефтяной компании PDVSA, что дополнительно сократило объемы экспорта.
При этом не все суда, перевозящие венесуэльскую нефть, находятся под санкциями. Часть поставок, включая нефть из Ирана и России, осуществляется танкерами, не попавшими под ограничения. Американская компания Chevron продолжает перевозку венесуэльской нефти на собственных судах в рамках действующих разрешений.
По оценке бывшего дипломата Госдепартамента США по энергетике Дэвида Голдвина, в случае полноценной реализации блокады и отсутствия компенсации за счет резервных мощностей ОПЕК рост цен может составить $5–8 за баррель. «Я бы ожидал резкого скачка инфляции и массовой, немедленной миграции из Венесуэлы в соседние страны», — отметил он.
С 2019 года, после введения энергетических санкций США, торговля венесуэльской нефтью во многом опирается на «теневой флот» — танкеры, маскирующие маршруты и часто уже находящиеся под санкциями за перевозку иранской или российской нефти. По данным TankerTrackers.com, на прошлой неделе более 30 из примерно 80 судов в венесуэльских водах или на подходе к ним находились под санкциями США.
Решение о блокаде вписывается в более широкую кампанию давления на Каракас. По данным американских источников, за последнее время США нанесли более двух десятков ударов по судам в Тихом океане и Карибском море вблизи Венесуэлы, в результате которых погибли не менее 90 человек. Трамп также публично заявлял, что удары по территории Венесуэлы «вскоре начнутся».
Президент Николас Мадуро утверждает, что наращивание американского военного присутствия направлено на его свержение и захват контроля над крупнейшими в мире запасами нефти.
«Империализм и фашистские правые хотят колонизировать Венесуэлу, чтобы завладеть нашей нефтью, газом и золотом. Мы поклялись защищать Родину, и в Венесуэле восторжествует мир», — заявил он во вторник, еще до публикации Трампа.














