Фото: robogeek.ru
МОСКВА (ИА Реалист). Недавно Минпромторг сверстал программу госзаказа на беспилотные летательные аппараты на три года вперед. И заверил ее у первого вице-премьера Андрея Белоусова. Расходы по этой статье вырастут в пять раз: с 18,8 млрд рублей до 100 млрд. 8,6 млрд — на 2023 год, 49,6 млрд — на 2024-2025 годы, и еще 42,1 млрд — на 2026 год.
Все это делает просто неизбежным вопрос организации полноценной новой отрасли. Главное слово здесь «организации». Отдавать все беспилотное направление на откуп стихийному рынку — это чистое безумие и самоубийство. Требуется отдельное ведомство, которое займется базовыми вопросами.
Полная оцифровка воздушного пространства. Пока тема двигается усилиями корпорации «Алмаз-Антей» только в сфере гражданской авиации, а нужно брать на монитор буквально все, что движется в небе, даже если это муха с микрочипом.
Промышленная стандартизация. Разработчики должны понимать технические требования к продукции, заказчики должны включать их в ТЗ. Что конкретно надо армии, гражданским службам государства, коммерческим потребителям? Стандарты, естественно, подразумевают контроль качества.
Сертификация и лицензирование производителей/испытателей БПЛА-аппаратуры. Нужно заканчивать с партизанщиной, но без фанатизма, с максимальным допуском любых заинтересованных организаций. В стране катастрофически мало легальных площадок для разработки и тестирования. Как пишет Алексей Рогозин, подошли бы не только открытые площадки от 1х1х1 км, но и многие простаивающие ангары и заброшенные цеха. Но должна быть структура, которая головой отвечает за их учет и за их нацеленность на общее благо Родины. Прицепом можно вывести «на божий свет» аэродромы для малой и спортивной авиации, авиационные учебные центры, планерные школы, авиа- и ракетомоделизм.
Формирование производственных цепочек. Именно так: не дегенеративное «бизнес сам придет и порешает», а внешнее управление и государственное планирование этих процессов. Это является нормой для любой высокотехнологичной отрасли. Нужны сформированные государством группы специализированных поставщиков: двигателей, силовой электроники, радиолиний, антенн, наземных комплексов, камер, композитных изделий и др.
Система подготовки кадров. С этим совсем плохо. Пишут, России нужен 1 млн разработчиков и операторов дронов. Пока их обучением занимаются в частном порядке отдельные компании. Алексей Рогозин совершенно справедливо подмечает, что нужны не просто абстрактные «специалисты в области БПЛА», а инженеры и руководители с разной специализацией. Организовать их системную подготовку и обучение никакой частный бизнес не в состоянии. Это просто не его уровня задача.
По Рогозину, квалификация одних только операторов БПЛА бьется на несколько специальностей:
«Это уже совсем другой уровень квалификации, сотни часов налета — знания, сопоставимые со стандартной летной и инженерно-технической подготовкой (включая прохождение врачебной летной комиссии!)», – пишет Алексей Рогозин.
Для последней профессии — самый короткий и адекватный путь решения — привлекать в отрасль пилотов большой авиации, авиаперсонал и инженеров авиационных специальностей. На фоне падения авиаперевозок это является только бонусом. Однако в России пока нет ни одного АУЦ с таким статусом, ни одного инструктора и ни одного пилота, имеющего такие допуски.
САНТЬЯГО (ИА Реалист). Правый политик Хосе Антонио Каст одержал победу на президентских выборах в Чили,…
ГРОЗНЫЙ (ИА Реалист). Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров во время ежегодной прямой линии заявил, что…
СЕУЛ (ИА Реалист). Усиление давления со стороны США на своих союзников с целью укрепления обороны…
ЛОНДОН (ИА Реалист). Ханна Ротшильд, одна из ключевых фигур знаменитой банковской династии Ротшильдов, призналась, что…
СИДНЕЙ (ИА Реалист). Австралийский гражданин Ахмед аль-Ахмад, мусульманин по вероисповеданию, обезвредил одного из стрелков во…
МОСКВА (ИА Реалист). Правительство России дополнительно выделило более ₽60,5 млрд на поддержку программы льготного кредитования…