ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Провал афганской армии, обученной и оснащенной вооруженными силами США в течение 20 лет, снова поставил под сомнение эффективность программ Пентагона по консультированию и оказанию помощи иностранным военным партнерам. Соединенные Штаты потратили более $83 млрд, пытаясь создать ВС Афганистана, но они потерпели крах за 11 дней масштабного наступления талибов, спровоцированного выводом американских оккупационных войск. Об этом в статье для журнала Foreign Policy пишут аналитики Института Ближнего Востока (MEI) Дуглас Лондон и Билал Сааб.
«Важно не сравнивать яблоки с апельсинами. Во-первых, программы ЦРУ намного скромнее по масштабу и ограничены по задачам, чем у американских военных. Одно дело обучить и вооружить небольшую группу бойцов, а другое — создать с нуля национальную армию. Во-вторых, не все друзья Вашингтона, особенно на Ближнем Востоке, хотят работать с ЦРУ. Некоторым правительствам и армиям в регионе уже сложно установить более тесные связи с вооруженными силами США из-за обвинений антиамериканских сил внутри своих стран в подрыве суверенитета и независимости. Намного сложнее сотрудничать с ЦРУ, которое имеет ужасную репутацию в регионе», — отмечают американские эксперты.
По их мнению, ключевые различия между ЦРУ и Пентагоном — культурные и процедурные.
«В отличие от огромного, забюрократизированного и негибкого оборонного ведомства у ЦРУ нет универсального плана действий по сотрудничеству в области безопасности. ЦРУ смогло правильно понять два основных принципа тайного обучения и миссий поддержки: политика вторична, люди борются за свои семьи, убеждения и выживание. Обязательства перед обществом и для многих перед религией важнее флагов и присяг на конституциях новых искусственных государств, ратифицированных далекими незнакомцами, к которым эти солдаты не имеют личной или общинной лояльности. Таким образом, обучение и поддержка — это не готовое решение, а индивидуальный подход», — подчеркивают они.
Аналитики MEI считают, что из-за ограниченности ресурсов ЦРУ часто привлекает иностранные источники, которые не всегда должным образом проверяются: «Часто плохая репутация в области прав человека, работающих с ЦРУ иностранных партнеров, вызывает особую озабоченность Конгресса и различных правозащитных организаций в Соединенных Штатах».
Поскольку офицеры разведуправления действуют тайно, а Конгресс практически не контролирует их деятельность, трудно оценить неудачи ЦРУ в создании оборонного потенциала иностранных партнеров, добавили Дуглас Лондон и Билал Сааб:
«Мы знаем о всех провалах Пентагона в этой области, потому что исполнительные и законодательные механизмы надзора многочисленны и зачастую эффективны. Однако в случае с ЦРУ дело обстоит иначе».