ЛОНДОН (ИА Реалист). Геополитическая и макроэкономическая нестабильность привела к совокупным потерям более $320 млрд прибыли у крупнейших компаний мира с 2017 года. Об этом говорится в исследовании консалтинговой группы EY-Parthenon, охватившем 3,5 тыс. публичных компаний с годовой выручкой свыше $1 млрд.
Аналитики отмечают, что после периода дешёвых денег и относительной стабильности наступила эпоха, в которой «государственная политика и глобальные события влияют на стоимость бизнеса и прибыль сильнее, чем за последние десятилетия». Такое заявление сделал руководитель макроэкономического и геостратегического направления EY-Parthenon UK Матс Перссон.
Только за последние три года — на фоне роста инфляции, конфликта России и Украины, коллапса рынка облигаций в Великобритании, войны Израиля и ХАМАС и возвращения Дональда Трампа в Белый дом — около 40% изменения общей капитализации индекса FTSE 100 происходили в дни, когда случались крупные гео- или макрособытия.
Каждая четвёртая компания из выборки испытала падение маржи EBITDA не менее чем на 5% за последние три года. Наибольший удар пришёлся по Китаю: из 833 китайских компаний, вошедших в исследование, 40% потеряли суммарно $73 млрд EBITDA. Наиболее уязвимыми оказались отрасли недвижимости, стали и строительства.
Британские компании пострадали в меньшей степени. Среди 100 отобранных групп только 14 понесли существенные потери в совокупном размере $2,5 млрд. В то же время ряд предприятий смог адаптироваться к новой реальности и даже обогнал конкурентов по прибыли.
По данным EY-Parthenon, лишь 10% компаний, имевших верхний квартиль маржи EBITDA в 2014 году, смогли удержать его к 2024-му. В Великобритании к числу устойчивых отнесены Next, Croda, Rio Tinto и Spirax. В США — Caterpillar, UPS, Pfizer, Merck и Johnson & Johnson.
Как подчеркнул Перссон, выигрывают те, кто сумел «диверсифицировать портфель, оптимизировать издержки, адаптироваться к изменениям госрегулирования и перестроить корпоративное управление в соответствии с новым миропорядком».
Исследование подтверждает, что геополитика вновь стала ключевым фактором бизнес-планирования. Не только рынки, но и прибыль компаний теперь зависят от решений правительств, исходов конфликтов и валютных шоков. Переход в режим «кризисного управления» стал не временной мерой, а новой нормой.














