ИА Реалист: новости и аналитика

Русский / English / العربية

  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна
Нет найденных результатов
Читать все результаты
ИА Реалист: новости и аналитика

Тони Рокки: Политический терроризм в Российской империи – уроки для современного мира. Часть XII

Статья из цикла "От Февраля к Октябрю: распад российского государства и общества"

Тони Рокки Тони Рокки
12 ноября, 2017, 15:21
Мнения
Корона Российской империи. Фото: um.plus

Корона Российской империи. Фото: um.plus

“Отслужив раннюю обедню, возвратился аббат Ранвье. Воздевая руки к небу, он с пророческим пафосом призывал на убийц гнев божий. Он возвещал скорое пришествие царства справедливости и уже недалекое истребление богачей огнем небесным, ибо они совершают величайшее из всех содеянных ими преступлений – убивают трудящихся и обездоленных мира сего…” [1]

Начиная с Французской революции тема предстоящего Страшного суда стала лейтмотивом во многих сферах европейской политики. Составной частью этого европейского апокалипсиса стали две вспышки терроризма в Российской империи.

Все европейские революции и контрреволюции имели сильное эсхатологическое содержание. Эсхатология – учение о предстоящем конце старого мира и о зарождении нового мира. Все европейские идеологии, даже самые антирелигиозные, заимствовали элементы эсхатологических учений из зороастризма, иудаизма, христианства и ислама, чтобы объяснить ход истории от начала и до конца мира.

Демонизация действительных и мнимых врагов – составная часть эсхатологии, которая имела самые крупные выражения и последствия во французской и русской революциях. Страшный суд – торжество добрых сил и уничтожение злых сил, является последним этапом старого мира. С уничтожением врагов наступает рай на земле для избранного народа. В политической эсхатологии избранные могут быть членами политического течения, представителем национальности или класса.

Отличалась ли Российская империя от Европы в степени эсхатологического менталитета?

Французский историк Анатоль Леруа-Больё, исследовав Россию в периоды царствования Александра II и Александра III, пришел к выводу о том, что русский нигилизм был предопределён российской историей. Нигилизм в форме народничества и народовольчества имел большие сходства с религиозным движением, чем в европейских странах. Элементы религиозности в русском нигилизме включали культ страдания и мученичества, принятие социалистических теорий в качестве религиозных догм, не подлежащих сомнениям, ненависть к врагам, а также обожествление народа. [2, III, 6; I, 208].

Леруа-Больё дал довольно аккуратное описание эсхатологического менталитета российских революционеров. Однако этот менталитет был общеевропейским, не только русским явлением. Французский историк Жак Барзун говорил о культе насилия в довоенной Европе и частых призывах представителей политических групп к уничтожению разных классов, партий, рас и национальностей [3, 501]. Разница между Россией и Европой состояла в том, что в России террористы отказались от норм убийства намного раньше, чем в Европе. Только Первая мировая война дала миллионам европейцев возможность массовых убийств.

Для понимания общеевропейского контекста представлений о Страшнoм суде следует рассмотреть два текста эсхатологического содержания. Первый текст – пьеса “Страшный суд королей”, которая была написана французским драматургом Сильвеном Марешалем в октябре 1793 года сразу после казни королевы Марии-Антуанетты. Второй – революционный памфлет “Убийство и свобода”, написанный радикальным немецким журналистом Карлом Хайнцом в 1853 году. Для сравнения с подобными русскими текстами можно прочитать “Катехизис революционера” (1869 г.) Сергея Нечаева [4].

В пьесе-“пророчестве” Сильвен Марешаль описывает судьбу европейских монархов после торжества революции во всей Европе, в том числе и в России. Папа Римский, императрица, габсбургский император Священной Римской империи, Екатерина Великая, короли Пруссии, Италии, Испании, Великобритании и Польши, сосланные на отдаленный вулканический остров.

Революционеры из всех европейских стран сопровождают бывших монархов на остров, населенный благородными дикарями, не знавшими монархов, и одним старым французским революционером, сосланным туда по приказу королей. Заметим, что в классических утопических романах (например, “Утопия” Томаса Мора) острова обычно символизировали идеальные общества.

К радости старика, революционеры сообщают, что революция торжествовала по всей Европе, все монархи свергнуты и французы казнили своего короля. Свободные народы приняли решение выслать монархов на остров, где они съедят друг друга. Революционеры знакомят монархов с дикарями и стариком, читают обвинительные акты о преступлениях монархов, аристократов и священников против народов. Оставленные на произвол судьбы монархи ругают друг друга, сражаются за кусок хлеба. Взрыв вулкана приближается, и монархи умоляют революционеров пощадить их. Папа Римский обещает жениться, Екатерина Великая – отдать себя якобинцам или кордельерам (соперники якобинцев). Все напрасно. В вулканическом огне погибают монархи и земля глотает их. [5]

Сильвен Марешаль написал своё пророчество в момент торжества якобинцев над своими внутренними и внешними врагами. Карл Гейнцен – после подавления европейских революций и его эмиграции в Америку.

Гейнцен, которого ряд западных историков считает “отцом теории терроризма”, не совершил в своей жизни ни одного теракта. Он написал “Убийство и свобода”, призвав революционеров использовать терроризм в качестве упреждающего удара против будущих правительственных массовых репрессий. По мнению Гейнцена, правительственные репрессии были своеобразной войной деспотов против народа. Поражение революций показало, что революционеры больше не могут миндальничать с тиранами. Убивая тысячи тиранов и их сторонников, террористы могут спасти жизни миллионов людей.

Например, чекисты использовали тот же самый аргумент в 1918 году, когда они провозгласили “Красный террор”. В Бюллетене ВЧК в сентябре 1918 года чекисты провозгласили сторонникам и врагам: “Принося смерть тысячам тунеядцев, бескомпромиссным врагам социалистической России, мы спасем жизнь миллионов рабочих, мы спасем социалистическую революцию!” [6, 2, 473].

Гейнцен дал статистическое оправдание терроризму. По его подсчетам, за 4 тысячи лет правители, богачи и церковь через войны, рабство, насильственное переселение народов, крестовые подходы, религиозное преследования и экономическую несправедливость убили около 2 млрд людей. Революционеры якобы убили очень мало врагов. Поэтому Гейнцен обвинил революционеров в благонамеренной, но вредной милости к врагам. Излишняя сентиментальность революционеров с врагами, по мнению Гейнцена, только дает возможность Папе Римскому и правителям России, Франции, Австрии, Пруссии и других стран возможность убить ещё миллионы людей [7, 1-15].

“Больше мучеников для революции бесполезно”, – написал Гейнцен. Настал час революционерам притязать на право убить врагов. Ведь Максимилиан Робеспьер, самый гуманный представитель Французской революции, дал блестящий пример революционного террора. Милость к врагам бесполезна и вредна, потому что враги неисправимы. Революционеры могут щадить только обманутых, принужденных и бессильных [8, 16-20].

Гейнцен провозгласил, что люди могут обрести гуманность только после беспощадного истребления всех врагов. По словам отца теории терроризма: “Дорога к гуманности ведет до вершины жестокости. Это непреклонный закон необходимости, продиктованной нам путем реакции. Мы не можем уклоняться от этого, если мы не будем отказываться от будущего. Если мы будем достичь цель, мы должны использовать средства. Если мы будем обеспечивать жизнь людей, мы должны обеспечивать смерть врагов; если мы будем защищать человечество, мы не должны воздержаться от убийства…Я проповедую убийство деспотов открыто, поскольку это – право, поскольку это – обязанность, поскольку это – единственное средство, чтобы спасать человечество от царства убийц, и поскольку должно быть утверждено универсально разрешено” [9, 20-23]. По Гейнцену, терроризм должен быть упреждающим ударом против будущих правительственных массовых репрессий.

Российские террористы имели менее грандиозные планы для будущего человечества. Они хотели использовать терроризм в качестве упреждающего удара против развития России в направлении европейской либеральной государственности.

Марешаль, Гейнцен и другие имели свои пророчества о Страшном суде для врагов революции. Более умеренные политические и научные деятели старались предсказывать будущее Европы, когда многие европейцы разочаровались во Французской революции и других великих переменах. Политические события и течения в пореформенной Российской империи привлекли внимание многих представителей европейской общественности. Многие задавали себе вопрос: “Была ли Российская империя европейским государством?”. На этот вопрос и принялся отвечать французский историк и публицист Анатоль Леруа-Больё. Рассмотрим, как Леруа-Больё предсказывал будущее России.

Продолжение следует…

Список литературы и источников:

1. Золя, Эмиль. Жерминаль. Перевод Наталии Ивановны Немчиновой. Петрозаводск: Государственное издательство Карело-Финской ССР, 1956.

2. Leroy-Beaulieu, Anatole. The Empire of the Tsars and the Russians. 3 vol. Translated from the third French edition with annotations by Zenaide A. Ragozin. New York: G. P. Putnam’s Sons, 1893-1896.

3. Quoted in Pipes, Richard. The Russian revolution. New York: Knopf, 1990. 

4. Marechal, Sylvain. Le jugement dernier des rois: prophetie en une acte, en prose. Paris: DE l’lmp. de C.-F. PATRIS, IMPRIMEUR de la Com. rue du faubourg Saint-Jacques, aux ci-devant Dames Sainte-Marie, 1793. Heinzen, Karl. Murder and liberty. Indiana, IN, 1881. Нечаев, Сергей Геннадиевич. Катехезис революционера.

5. Marechal

6. Quoted in Chamberlin, William Henry. The Russian revolution. 2 vol. New York: Macmillan, 1935.

7. Heinzen

8. Heinzen

9. Heinzen

Тони Рокки – историк (Канада), специально для Экспертной трибуны “Реалист”

Предыдущая статья

Дмитрий Журавлев: Турчак выстраивает партийную вертикаль под выборы президента

Следующая статья

Александр Устинов: Анонимные telegram-каналы стали воспринимать как “мусорки”

Похожие статьи

Монастырь Дадиванк
Мнения

Дадиванк: наследие апостолов Христа в Арцахе

17 декабря, 2025
Мнения

Необычное явление в церкви Святого Христа Всеспасителя в Шуши

3 ноября, 2025
Мнения

«Воинствующий миротворец»: Трамп между прагматикой и амбициями

1 октября, 2025
Мнения

Буря надвигается: война с Ираном неизбежна

21 сентября, 2025
Мнения

Жак Аттали: Франция и мир переживают кризис здравого смысла

8 сентября, 2025
Мнения

Норвегия открывает второй фронт против России — «тресковую войну» в Баренцевом море

7 сентября, 2025
Важное
Важное

Правый кандидат Хосе Антонио Каст победил на президентских выборах в Чили

15 декабря, 2025

САНТЬЯГО (ИА Реалист). Правый политик Хосе Антонио Каст одержал победу на президентских выборах в Чили, набрав 58% голосов во втором...

Альянс с США и тень Тайваня: Сеул между Вашингтоном и Пекином

15 декабря, 2025

СЕУЛ (ИА Реалист). Усиление давления со стороны США на своих союзников с целью укрепления обороны так называемой первой островной цепи...

Оборонный бюджет США вырос до $901 млрд.

11 декабря, 2025

ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Палата представителей США приняла масштабный оборонный бюджет — Национальный закон об оборонных назначениях (NDAA) на 2026 финансовый...

Мадуро подтвердил телефонный разговор с Трампом на фоне роста военной напряженности

4 декабря, 2025

КАРАКАС (ИА Реалист). Президент Венесуэлы Николас Мадуро подтвердил, что около десяти дней назад провел телефонный разговор с президентом США Дональдом...

Новости СМИ2

Мнения

Монастырь Дадиванк

Дадиванк: наследие апостолов Христа в Арцахе

17 декабря, 2025

ЕРЕВАН (ИА Реалист). В Арцахе, до осуществленной азербайджанскими агрессорами этнической чистки и насильственной депортации, попросту – геноцида, находилось 5658 памятников,...

Необычное явление в церкви Святого Христа Всеспасителя в Шуши

3 ноября, 2025

ЕРЕВАН (ИА Реалист). В далеком 1979 году, будучи студентом третьего курса, я каждый вторник ходил в Церковь Святого Христа Всеспасителя...

«Воинствующий миротворец»: Трамп между прагматикой и амбициями

1 октября, 2025

МОСКВА (ИА Реалист). В мировой политике самым заметным ньюсмейкером является, безусловно, президент США Дональд Трамп. Его желание получить Нобелевскую премию...

Буря надвигается: война с Ираном неизбежна

21 сентября, 2025

ЕРЕВАН (ИА Реалист). Война с Ираном становится все ближе. И это в очередной раз затягивает Армению в зону неопределённости. Решение...

Новости МирТесен

Все права защищены.

© 2017-2025

НАВИГАЦИЯ

  • О нас
  • Миссия ИА Реалист
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети “Интернет”, находящихся на территории Российской Федерации)

ПОДРОБНЕЕ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ

Нет найденных результатов
Читать все результаты
  • Новости
  • Мнения
  • Интервью
  • Экспертная трибуна

Русский / English / العربية