Шейх Абдулла бин Ахмед Аль-Халифа отметил важность таких источников государственной власти, как ресурсы, население, правительство, военная мощь, промышленность, технологии, образование и дипломатия. Указал на значимость дипломатии и революции в области информационных технологий в современном мире, особенно в связи с появлением новых транснациональных компаний и институтов гражданского общества.
В докладе также говорится об эволюции концепции международной системы с момента её создания в соответствии с Вестфальским миром (1644-1648), который положил конец войнам в Европе и выкристаллизовал концепцию национального государства. Роли двух мировых войн и идеологического конфликта типа “холодной войны”, которая завершилась падением Берлинской стены в ноябре 1989 года и распадом Советского Союза в декабре 1991 года.
По словам замминистра иностранных дел Бахрейна, США взяли за себя мировое лидерство благодаря своим возможностям, но этот период длился недолго благодаря появлению глобальных военно-экономических центров, которые добились политического плюрализма в рамках международной системы.
“В последние годы на Ближнем Востоке наблюдались самые большие преобразования и беспорядки по сравнению с любой другой частью мира. Так называемая “арабская весна”, которая вылилась в “арабское опустошение”, имеющее беспрецедентные отрицательное последствия для безопасности стран Арабского Востока. Всё дело в том, что американский проект преобразований Ближнего Востока предполагает расширение возможностей религиозных группировок в плане доступа к власти и свержению государственных институтов.
Самый опасный проект – планы Ирана по доминированию в странах региона за счёт экспорта революции, что стало очевидно из-за вмешательства Тегерана во внутренние дела Королевства Бахрейн путём усиления террористической деятельности, организации учебных курсов по военной и разведывательной деятельности, контрабанды оружия и взрывчатых веществ, попыток проникнуть во внутренние структуры посредством отвратительного сектантского подстрекательства, поддержки незаконных практик, интенсивности целевых средств массовой информации и слухов, распространяемых по десяткам каналов.
Эта схема также пересекается с действиями режима в Катаре против умеренных стран. Она обеспечивает финансирование, облегчает возможности террористических групп, основана на инвестициях в телеканал “Аль-Джазира”, исследовательские центры и подозрительные правозащитные организации для достижения своих разрушительных целей в регионе”, – говорится в докладе.
Абдулла бин Ахмед Аль-Халифа пояснил цели внешней политики Бахрейна, который вступил в Организацию объединённых наций в 1971 году как независимое мусульманское арабское государство: утвердить суверенитет, независимость и территориальную целостность Бахрейна, защитить стратегические интересы Бахрейна за рубежом, развивать и укреплять связи, представляя Бахрейн на арабских и международных форумах, поддерживать идеи справедливости среди арабов и других исламских наций, особенно палестинского дела.
Замглавы МИДа Бахрейна считает самым важным фактором при определении статуса государства личность лидера, принимающего решения, который знает судьбы людей и историю, имеет своё видение настоящего и будущего, знает характер внутренних и внешних переменных:
“Поскольку Его Величество король Хамад бин Иса Аль-Халифа принял на себя бразды правления, Королевство Бахрейн вступает в новую эру. Одна из его важнейших особенностей – введение всеобъемлющего и комплексного проекта реформ, включающего передовые видения и творческие инициативы как внутри страны, так и за её пределами. В исторической речи Его Величества короля 16 декабря 2000 года монарх объявил о переходе Бахрейна к демократизации на основе принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
За короткий промежуток времени Бахрейн стал свидетелем качественных и непрерывных реформ в контексте проекта модернизации и самомодерации, направленного на укрепление правового государства, институтов и прав граждан. Выделяются четыре этапа, которые характеризовали внешнюю политику Бахрейна в течение последних двух десятилетий:
Первый этап: принятие в 2001 году Конституции с поддержкой народа Бахрейна более чем 98,4%, что стало многообещающим началом в процессе комплексной модернизации государственных институтов и их конституционных полномочий. Главной особенностью этого периода во внешней политике Бахрейна было то, что королевство освещало данные реформы в тесной взаимосвязи с Интернетом.
Второй этап начался с плана Его Величества – “Экономического видения 2030”, новаторского национального документа и дорожной карты будущего с целью перехода от экономики на основе нефти к продуктивной, конкурентоспособной экономике на глобальном уровне. В соответствии с принципами устойчивости, конкурентоспособности и справедливости, документ призывает обеспечить достойную и безопасную жизнь для всех граждан.
Бахрейнская дипломатия стремилась действовать, руководствуясь этим видением, принимала новые концепции с более всеобъемлющей перспективой: “Важнейший предмет инвестиций – граждане Королевства Бахрейн”.
Король Бахрейна утверждает, что “развитие, целью которого не является гражданин, бесполезно, гражданин – это реальное богатство”. Это способствует высоким темпам роста, увеличению национального дохода, что позволяет продвигать развитие в области культуры предпринимательства, развивать новые отрасли, технические и финансовые услуги, логистику и телекоммуникации.
Экономические данные в рамках программы бюджетного баланса показали, что в период с 2002 по 2017 год ВВП, не связанный с нефтью, вырос в среднем на 7,5%. Его вклад в ВВП увеличился с 58% в 2002 году до 82% в 2017 году, удвоил стоимость ВВП за этот период с 6,1 млрд динаров до 12,4 млрд динаров, что на 104% больше. Другими словами, экономический аспект лежит в основе международных отношений Бахрейна.
Третий этап касается событий, произошедших в королевстве в феврале – марте 2011 года, которые были поддержаны внешними силами с целью свержения легитимной власти, интернационализации этого вопроса на международной арене и создания негативного имиджа королевства через прессу и западные СМИ. Королевство преодолело эти события и укрепило репутацию Бахрейна благодаря беспрецедентным шагам и мерам, включая создание независимой комиссии по установлению фактов. Это было уникальное событие в регионе и мире. Мы столкнулись с огромной машиной подстрекательств, искажений и лжи, за которой стоял Иран и Катар и враждебные группы на Западе.
Четвертый этап – представляет собой нынешний этап, основанный на успехах, укреплении демократической практики при участии населения. Наиболее яркими проявлениями являются Королевский указ № 36 от 2018 года о дате избрания и выдвижения в Палату представителей. Наше парламентское право подтверждает, что демократическая модель Бахрейна занимает лидирующие позиции в регионе.
Бахрейн играет важную роль на внешнем периметре, особенно в качестве члена-основателя Совета сотрудничества стран Залива, который был создан 26 мая 1981 года. Королевство – активный член Лиги арабских государств, с 2001 года – крупнейший стратегический союзник США за пределами альянса НАТО. Активный член Движения неприсоединения, Группы 77, Стамбульской инициативы по сотрудничеству, запущенной НАТО в 2004 году, Организации азиатского сотрудничества и др.
На арабском фронте королевство уделяет особое внимание поддержке совместных действий арабских государств в палестинское дело, поскольку центральным вопросом для арабов является прекращение израильских нарушений, достижение справедливого и всеобъемлющего мирного урегулирования на Ближнем Востоке.
Королевство Бахрейн, несмотря на ограниченное пространство и природные ресурсы, является большой и влиятельной страной с международным авторитетом благодаря мудрости его руководства, стойкости его позиций и умеренности его подхода”.
Абдулла бин Ахмед Аль-Халифа – заместитель министра иностранных дел Бахрейна, председатель попечительского совета Бахрейнского центра стратегических и международных исследований Derasat, специально для ИА “Реалист”