Департамент политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в августе-октябре 2018 г. в рамках государственного задания организовал общероссийское исследование “Влияние цифровых коммуникаций на профессиональную культуру молодежи”.
Программа исследования включала массовый онлайн-опрос с репрезентативной выборкой 1500 респондентов (молодежь в возрасте 15-24 лет по критерию ООН), экспертный опрос ведущих специалистов в сфере цифровизации образования), холл-тестирование старшеклассников и студентов, сравнительный анализ открытых данных сайтов 56 ведущих вузов по версии QS-2018 и QS BRICS-2018.
Заместитель руководителя Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета, кандидат политических наук Роман Пырма прокомментировал ИА “Реалист” основные данные исследования.
Интервью
ИА “Реалист”: В чем состояла цель исследования, какую проблему решали?
Роман Пырма: Исследовательская группа Финансового университета стремилась выявить эффекты цифровизации образования на этапах выбора профессии, обретения профессиональных компетенций и сопровождения карьеры студента в вузе для разработки программы рекомендаций, направленных на оптимизацию применения цифровых технологий для формирования профессиональной культуры студенческой молодежи с учетом требований современного рынка труда.
В процессе анализа мы исходили из представления о профессиональной культуре молодежи как о комплексе ценностей, норм, стратегий профессионального поведения, формирующихся в процессе выбора профессии, обретения профессиональных компетенций и старта профессиональных практик в условиях реального рынка труда.
ИА “Реалист”: В какой степени цифровые коммуникации влияют на молодежь?
Роман Пырма: Согласно данным исследования, для почти всей (90,2%) российской молодежи Интернет является важным или абсолютно незаменимым источником образовательной и профессиональной информации. Абсолютное большинство молодежи (78,3%) проводит в глобальной сети более 4 часов ежедневно, из них более трети (38%) – до 8 часов в сутки. Для примерно половины (47,0%) молодежи Интернет – это, в первую очередь, средство получения информации и публичной коммуникации, позволяющее сформировать профессиональный имидж.
Большинство (59,3%) российской молодежи ориентировано на активное применение цифровых коммуникаций для получения профессиональных знаний и умений, а сопоставимая часть (40,7%) довольно пассивна в осуществлении образовательных и профессиональных интеракций в связи неосознанностью профессионального выбора.
Исследование выявило особое расположение молодежи к таким сетевым практикам, как построение бизнеса онлайн (50,5%), развитие онлайн-сетевых форм добровольческих/волонтёрских организации (64,6%), госуслуги онлайн (72,4%), творческая самореализация онлайн (75,4%).
ИА “Реалист”: С какими опасностями сталкивается молодежь в цифровой среде?
Роман Пырма: Исследователи установили, что значительная часть (40,2%) российской молодежи встречается с проблемой кибербуллинга, а половина (49,3%) респондентов называют проблемой провоцирование в сети на рискованные поступки. Практически все (91,2%) представители молодежи отмечает недостоверную (фэйковую) информацию в цифровой среде. Большинство (57,9%) молодого поколения признают, что регулярно испытывают в сети нарушение собственной неприкосновенности. Практически все (91,8%) молодые россияне заявляют о проблеме распространённости ненормативной лексики в Интернет-контенте. Абсолютное большинство (69,3%) утверждает о постоянных вирусных атаках в глобальной сети. Весьма значительная часть (43,3%) молодежи считают проблемой широкое распространение экстремистских сообщений в Интернете.
Среди антидеструктивных иммунитетов российской молодежи лидирует избирательный/осторожный подход к веб-серфингу (56,2%), на втором – усиление обеспечения безопасности гаджета (46,5%), на третьем – тактика получения совета друзей (38,0%). Почти каждый четвертый (24,2%) молодой россиянин вовсе игнорирует освоение методов преодоления Интернет рисков, лишь небольшая часть (12,1%) обращаются за помощью к родителям. Только немногие (7,3%) готовы обратиться в правоохранительные органы для решения проблемы деструктива в глобальной сети. Весьма показательно, что лишь немногие (5,3%) молодые граждане готовы обратиться за помощью к педагогам в этом вопросе.
ИА “Реалист”: Какие отрицательные стороны влияния цифровых медиа на молодежь были выявлены?
Роман Пырма: По мнению экспертов, у молодежи не сформировано критическое отношение к Интернет-контенту, преобладает поверхностное восприятие информации, необходимой для профессиональной деятельности. К этой же группе деструктивных воздействий цифрового пространства эксперты отнесли неспособность молодежи к работе с большими массивами данных; отсутствие компетенций, связанных с преодолением состояния информационной перегрузки.
С изобилием информации эксперты связывают формирование у молодежи фрагментарности сознания, несистемности видения явлений (феномене концентрации внимания на деталях в ущерб видения общей картины), неспособностью понять печатный текст, неготовностью к самостоятельному мышлению с опорой на собственные знания и компетенции.
Эксперты отмечают эффект коммуникативной деструкции, который состоит в потере навыков межличностных деловых коммуникаций, стирании границ, барьеров, уважительности общения, снижении уровня глубины коммуникации и неразвитости эмоционального интеллекта, распространенности проблем с социальной адаптацией в условиях цифровизации жизненного пространства.
ИА “Реалист”: Как цифровые коммуникации помогают молодежи в образовании?
Роман Пырма: Молодые российские пользователи при преимущественно позитивном отношении к различным функциям Интернета, в большинстве случаев не имеют реальных эффективных практик обращения к инструментам глобальной сети в целях, связанных с образованием и формированием профессиональной культуры. Исследование показало, что лишь малая доля (3,3%) абитуриентов использует информацию школьных сайтов для выбора профессии и более двух третей обращались к сведениям вузовских веб-сайтов (71,2%).
Анализ открытых данных сайтов ведущих российских университетов показал, что менее половины (46,2%) российских вузов организуют интерактивное взаимодействие с абитуриентами, студентами и выпускниками на своем официальном сайте, для сравнения – 100% ведущих университетов топ 50 рейтинга QS-Ranking-2018 используют интерактивные технологии, ориентированные на персонализированное общение с целевой аудиторией.
Цифровые следы учебных занятий (систематическое размещение видео-лекций, семинаров, мастер-классов, практических занятий и т.д.) представлены только на четверти (26,9%) сайтов ведущих вузов России, при этом аналогичный показатель у зарубежных ведущих университетов составляет более половины (53,3%).
ИА “Реалист”: Какой основной вывод следует из исследования?
Роман Пырма: В результате исследования было подтверждено значительное воздействие цифровой среды на формирование профессиональной культуры молодежи, существование феномена конкуренции цифровой и социальной сред в процессе их влияния на профессионализацию молодого поколения. Исследование доказало существование корреляции между адаптивностью молодежи к условиям реального рынка труда и выбором стратегии Интернет-поведения: чем такая стратегия умереннее и прагматичнее, тем более выражены характеристики добровольной, активной и прогрессивной профессиональной адаптации.
Роман Пырма – кандидат политических наук, заместитель руководителя департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, специально для ИА “Реалист”