.
Культурное влияние является важным элементом политического влияния на какую-либо страну, поэтому культурная борьба на сегодня также является важной составляющей политической борьбы. После развала СССР в Азербайджане постепенно стало доминировать культурное влияние Турции. При поддержке пришедших к власти пантюркистов из Народного фронта Азербайджана, а также нынешних властей турки начали атаковать на арене культурного противостояния. Необходимо было уничтожить все русское и иранское в Азербайджане для обеспечения успеха турецкой культурной аннексии. Общеизвестный тезис же “одна нация – два государства”, запущенный турецкой пропагандой, является неотъемлемой частью турецкой культурной атаки и в Азербайджане.
С тех пор Азербайджан прочно взял курс на тотальную тюркизацию без учета прав автохтонных народов этой страны. Периодические выпады депутатов парламента в Азербайджане против русского образования в школах как раз естественно вписываются в вышеописанную картину тюркизации страны. Несмотря на заявления о том, что в Азербайджане функционируют свыше 300 школ с русским сектором, в регионах вытеснение русского образования и сведение до минимума уже давно претворяется в жизнь. Создание турками библиотеки имени турецкого генерала Нури-паши в Гянджинском государственном университете есть часть этой же программы. Для справки отметим, что Гянджа является вторым крупным городом Азербайджана.
Вообще, турецкая или пантюркистская культурная аннексия была заложена уже в символике республики. Как известно, синий цвет в государственном триколоре Азербайджана символизирует тюркизацию страны. И это в стране, где по меньшей мере 70% населения по происхождению тюрками не являются. Да и полумесяц на красном фоне перекочевал на азербайджанский флаг с турецкого флага. И все автохтонные народы Азербайджана должны как бы смириться с этим и стать тюрками, так как никаких символов относительно их культуры и присутствия в стране на государственном флаге нет. Но это уже отдельная история, которой мы ещё коснемся.
Так вот, в очередной раз депутат азербайджанского парламента Говхар Бахшалиева выступила против школьного образования на русском языке. Было бы наивно полагать, что в Азербайджане депутаты сами самостоятельно выступают с такими заявлениями. В Азербайджане давно шло постепенное вытеснение русского языка и культуры из жизни азербайджанцев. Несмотря на это сами рядовые и нерядовые граждане страны всегда стремились дать своим детям образование именно на русском языке. Образованные люди в Азербайджане всегда понимали, что русский язык это ворота к знаниям и науке. Владеющий русским языком всегда имел преимущество в интеллектуальном плане, чем не владеющий им.
На заседании парламентского комитета по науке и образованию депутат Бахшалиева сказала: “С каждым годом все больше детей идут учиться в русский сектор. Лично меня это очень беспокоит. Мы должны разобраться в причине. Почему в независимом Азербайджане с каждым годом растёт число детей, обучающихся в русском секторе? Начальное образование азербайджанские дети должны получать на азербайджанском языке, потому что национальное сознание ребенка формируется в начальных классах”. Ранее она также заявляла, что первоклассников нельзя отдавать в русский сектор, а русский язык должен преподаваться как иностранный наряду с английским.
Удивляет то, что в стране, утопающей в проблемах, одной из которых является стремительно падающий уровень образования, депутатам больше нечего обсуждать. Видимо, депутатам парламента Азербайджана больше нечем заняться, кроме как объявлять войну русскому языку и разбираться в причинах того, почему всё больше азербайджанских детей идут учиться в русский сектор. Хотя чему удивляться в стране, где парламент стал игрушкой в руках властных элит, которые диктуют и подсказывают “народным избранникам” о чём и когда говорить.
Да и долго разбираться в причинах того, почему в Азербайджане всё больше детей стремятся в русский сектор, нет нужды. Во-первых, качество образования на азербайджанском языке уступает качеству образования на русском. Во-вторых, русский язык даёт более широкие возможности в получении высшего образования за рубежом, и в частности, в России, где качественное образование более доступно, чем в других странах. В-третьих, на русском языке издаётся масса разносторонней литературы и научных работ, чего не скажешь об азербайджанском и даже турецком языках. Отдавая ребенка в азербайджанский сектор, родители создают ему трудности в образовательном росте и отсекают его от богатейшей русской научной базы и культурного наследия. Кажется, что именно этого и добиваются заседающие в стенах парламента пантюркисты, которые поддерживают турецкое культурное влияние в Азербайджане.
Русский язык и русская культура на сегодня – главная панацея от тотального вторжения низкопробного турецкого и пантюркистского контента в умы азербайджанцев. Российское информационное медиа-пространство, российская культурная, историческая, политическая и научная литература стала серьезной помехой перед турецко-пантюркистской пропагандой. Поэтому по замыслу русофобов следует оградить азербайджанцев от всего русского и российского.
И поэтому неспроста доктор филологических наук, профессор Бахшалиева, книги и монографии которой, мягко говоря, основаны на научных трудах на том же русском языке, боится, что образование на русском языке вредит национальному сознанию ребенка, так как по их замыслу национальное сознание ребенка должно быть азербайджано-турецким или азербайджано-тюркским. Причём таким должно быть сознание всех коренных нетюркских народов Азербайджана.
Между тем хотелось бы отметить, что отцы-создатели того же Израиля на иврите не говорили и все в совершенстве владели и владеют либо русским, либо английским, немецким, французским или другими языками, так как по объективным причинам на этих языках получали образование и были влиятельнейшими людьми своего времени. Они же не стали русскими, англичанами, немцами или французами. То же самое можно сказать о влиятельном армянском лобби в США, в Европе и в России.
Конечно же, позиция Бахшалиевой не выдерживает критики. Депутат парламента вроде бы должна ратовать за всестороннее развитие граждан страны. Вместо этого она ограничивает их образовательные возможности. Вроде бы нет необходимости убеждать кого-то в том, что если гражданин будет в совершенстве владеть одним из мировых языков, то ему и в жизни, и в карьере будет легче. Кстати, с подобными заявлениями в Азербайджане выступал бывший “многократный” депутат парламента, известный русофоб, иранофоб и ярый пантюркист Сабир Рустамханлы. Мотивы этих людей одинаковы и ясны. То, что происходит в Грузии, должно произойти и в Азербайджане – русский язык и культуру там хотят приговорить к смерти.
Другой проблемой для этой же клики является иранская культура или ираноязычные народы. Прежде всего, талыши. Уже не одно десятилетие, следуя программе тюркизации, не останавливаются попытки стереть богатый талышский язык и культуру из обихода. По сей день в Азербайджане ни в одном из ВУЗов нет факультета талышского языка и культуры, где бы готовились профессиональные преподаватели, и велась бы работа над развитием этого древнего иранского языка. О переводах на талышский язык научной литературы и говорить нечего.
Что же делать талышам в Азербайджане, которых постепенно лишают возможности получать образование не только на русском языке, но и совершенно лишили возможности учить свой родной талышский язык в школах? Преподавание талышского языка в исторических талышских районах или на очень низком уровне в силу отсутствия профессиональных преподавателей, или вообще не осуществляется, заменяясь на уроки физкультуры. В исторической столице Талыша Ленкорани нет ни талышского телеканала, ни радиоканала.
На местном региональном телевидении не разрешаются даже телепередачи на талышском языке. Какое национальное сознание в Азербайджане пытаются формировать у талышей? Азербайджанское? Но всем известно, что так называемое “азербайджанское” сознание – это завуалированное турецкое или же тюркское сознание. В Азербайджане проживают 1,5 млн талышей, многие из них уехали за рубеж, немалая часть стала гражданами России. Именно за рубежом, в частности, в России талыши сохраняют своё талышское национальное сознание, возвращаются к своим корням и истокам. Часто можно услышать от самих же азербайджанцев, что талыши, уезжающие в Россию, всё больше привязываются к своим корням и к своей культуре, отвергая чуждый им пантюркизм, запрятанный в “азербайджанство”. Русский язык для них стал спасением и от всего турецкого “мусора”, который им навязывает телевидение и пресса в Азербайджане. Талыши, лишённые возможности получить образование на русском языке, становятся объектом атаки пантюркисткой пропаганды, тогда как владеющие русским языком талыши устойчиво сопротивляются пантюркистскому и турецкому влиянию, обращаясь к всеобъемлющей русскоязычной литературе.
По этой причине в Азербайджане начинают всё чаще говорить о том, что русский язык следует убрать из школ и университетов, так как понимают, что это пока единственный антивирус против оболванивания населения страны. Ведь люди, не знающие русский язык, смотрят только азербайджанские и турецкие телеканалы, азербайджанские и турецкие фильмы, принимают информацию только из азербайджанских и турецких СМИ. Поэтому мы ещё будем слышать подобные заявления от азербайджанских парламентариев и агентов турецкого влияния. И атаки на славяно-иранскую культуру и наследие не прекратятся до тех пор, пока не будет дан жёсткий отпор.
Васиф Ализаде – политолог, эксперт Талышского центра геополитических исследований, специально для ИА “Реалист”