Собор Парижской Богоматери после пожара. Фото: Kamil Zihnioglu / AP
В Париже горит Собор Парижской Богоматери. Обрушился шпиль собора. То есть случилась национальная трагедия. Я был в этом соборе десятки раз. Находясь в Париже, я приходил к восьми часам утра, к открытию, когда в соборе начинается служба и почти никого нет, направлялся к иконе Владимирской Богоматери, молился, а затем подолгу сидел, вспоминая Гюго: “В конце концов он стал на него похожим; он словно врос в здание, превратившись в одну из его составных частей. Он казался не только обитателем собора, но и естественным его содержанием. Это было его жилище, его логово, оболочка”. Много раз был на выносе Тернового Венца (его выносят каждую первую пятницу месяца), наблюдая поразительное средневековое зрелище – тамплиеры в белых балахонах процессией выносят величайшую святыню мира, которую просто увидеть издалека уже событие, а здесь можно видеть вблизи, а потом приложиться в тому самому Венцу, который две тысячи лет назад был на Его голове, был свидетелем величайших страданий и величайшей славы.
Находясь в соборе или около него, чувствуешь себя средневековым алхимиком, который годами всматривается в собор, стремясь найти в нем тайну всей своей жизни или Прустом, который ищет описанного Рескиным маленького человечка на портале собора и тем самым познает не только собор, но и Рескина. Собор – гармония искусств и света, в основе собора мысль, а не сердце, действие, а не созерцательность. Собор всегда был центром готической средневековой культуры, вокруг него строился весь мир (собственно, собор и был этим миром), собор рос вместе с миром и, как мир, не имел окончания – ни один из “великих соборов” не завершен. А чтобы понять, что такое шпиль собора, насколько важна эта деталь, нужно взять Голдинга и его “Шпиль”, где весь роман настоятель Джослин утверждает себя и свой мир через строительство шпиля, вторгаясь в тело храма, вонзаясь шпилем в тело мира, думая, что он удержит на земле ветхое тело самого настоятеля. Понять собор – значит понять западного человека, увидеть его прошлое и будущее.
То есть собор – это сублимация мира, самая яркая связь средневековья с нашими днями, его шпиль – стержень, на котором держится Франция, ее культура и история. Перед нами не просто израненный памятник – перед нами израненная плоть Франции, ее народа. Есть горький символизм в том, что это произошло тогда, когда Европу затопляют мигранты, когда великая культура, воплощенная в соборах Франции, продается распивочно и на вынос ордам туристов, когда собор лучше и величественнее тех, кто сегодня входит в него.
Придется перечитать Пруста “Памяти убитых церквей” – реквием по храмам, погибшим и пострадавшим в Первой мировой войне. Казалось бы, это было давно. Но сегодня Dies Irae. И нет с сегодняшнего дня более актуальной книги. Ибо в пламени собора мы видим будущее Европы.
Как жаль.
Борис Якеменко – историк, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов
ВАШИНГТОН (ИА Реалист). Президент США Дональд Трамп подписал указ, официально классифицирующий синтетический наркотик фентанил как…
ЛОНДОН (ИА Реалист). Глава Секретной разведывательной службы Великобритании (MI6) Блейз Метревели в своей первой публичной…
ПЕКИН (ИА Реалист). Китайский малозаметный беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета CH-7 совершил первый испытательный…
ПЕКИН (ИА Реалист). Экономическое замедление в Китае в ноябре приобрело более устойчивый характер: рост розничных…
САНТЬЯГО (ИА Реалист). Правый политик Хосе Антонио Каст одержал победу на президентских выборах в Чили,…
ГРОЗНЫЙ (ИА Реалист). Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров во время ежегодной прямой линии заявил, что…